Фрагмент для ознакомления
2
Повышение мотивации к урокам физической культуры у обучающихся общеобразовательной школы
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы……………………..5
1.1 Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии…………5
1.2 Возрастные особенности состояния мотивационной сферы школьников……………………………………………………………………...10
1.3 Уроки физической культурой – основная форма физического воспитания школьников……………………………………………………………….……...14
Глава 2. Методические аспекты исследуемой проблемы…………………….24
2.1 Современные методические подходы к формированию мотивации к урокам физической культуры у школьников………………………………….24
2.2 Методы исследования мотивационной сферы школьников к осуществлению физкультурно-спортивной деятельности……………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников…………………………………………..40
Введение
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что мотивационный компонент в современных условиях становится одним из определяющих факторов в любом виде деятельности и любом возрасте. В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
Эффективная деятельность человека в любой сфере предполагает, прежде всего, достаточно высокую степень его мотивации. Именно поэтому мотивационные факторы становятся одними из главных объектов изучения современной психологической науки.
Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его поступков. Одно из направлений в решении данного вопроса связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения (Куницына В.Н., Леонтьев А.Н., Симонов П.В. и др.). Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий этой области (Выготский Л.С. ,Давыдов В.В., Ильин Е.П. и др.).
Экспериментально исследованы многие характеристики поведения и деятельности, соответствующие людям с преобладанием «стремления к успеху» и с более выраженными значениями «избегания неудачи». Несмотря на то, что в литературе этот вопрос достаточно широко освещен, в настоящее время большую трудность составляет подборка нужных методик и упражнений для формирования оптимального мотивационного состояния спортсменов, (то есть наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности).
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в общеобразовательной школе по физической культуре.
Предмет исследования – повышение мотивации к урокам физической культуры у обучающихся общеобразовательной школы.
Цель данной курсовой работы: анализ повышения мотивационной среды у обучающихся на уроках физической культуры.
Исходя из цели выделим задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Определить теоретические аспекты исследуемой проблемы.
3. Проанализировать методические аспекты исследуемой проблемы.
Методы исследования:
1.Анализ научных литературных источников.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы
1.1 Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии
Отечественная и зарубежная психология, а также педагогика уделяет пристальное внимание рассмотрению понятия мотивация. Но в тоже время, на сегодняшнее время нет единого общепринятого подхода, который бы определил понятие мотива и мотивации и их соотношение.
Когда возникает попытка объяснения, а не описания – возникает представление о мотивации. Это своего рода — поиск ответов на вопросы такие как «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивого изменения поведения это и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Различные формы поведения могут быть объяснены как внутренними, так и внешними причинами. Внутренними причинами в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а внешними причинами — внешние условия и обстоятельства его деятельности [22,25].
Внутренними причинами выступают мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т. п., а внешними – стимулы, исходящие из сложившейся ситуации. Многие авторы определяют психологические факторы, которые идут как бы изнутри, от человека, такие как поведение, и называют личностными диспозициями. В этом случае говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, аналогичных внутренней и внешней детерминации поведения.
Мотивация рассматривается как процесс психической регуляции в конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [4, с.45].
Д. МакКлелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах 20 века, при этом были выявлены два вида: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи – как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие /В.А. Аверин.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 379 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
3. Бех И.Д. Воспитание личности / И.Д. Бех. - М.: Просвещение, 2003. - Т.2. -с. 215-225
4. Горбунов Г. Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Практические занятия по психологии. Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] /Г.Д. Горбунов – М.: Наука, 2009 г. – С.19.
5. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2016. – С.54.
7. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В.Кларин // Педагогика, 2000.- № 7. -С. 37–42.
8. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта /Л.Н. Левшина, И.В. Котляров . - Витебск УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. – 179 с.
9. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. учрежд. высш. проф. образования / В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с. – (Сер. Бакалавриат).
10. Кузьмина Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2020. – с.102с.
11. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физическая культура, 2018. – 496 с.
12. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. научн. трудов / Отв. ред. В.С.Мухина. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 2011. – 159 с.
13. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т. Т. Джамгаровых, А. Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт. - 1979. - 144 с.
14. Синявский Н. И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки //Тюмень: Аксиома, 2019.-158с.
15. Тычинин Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
16. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. - 2014. –236 с.
17. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности [Текст] / А.А. Файзуллаев – М.: Просвещение, 2007. – 115с.
18. Ханин Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте [Текст]/ Ю.Л. Ханин // Спорт в современном обществе: сб. ст. – М.: Наука, 2015. – 175 – 190с.
19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2011.- 480 с.
20. Чалдинии Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдинии – СПб: Речь, 2008. – 279с.
21. Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры [Текст] / К. Д. Чермит. – М. : Советский спорт, 2005. – 272 с.
22. Чхартишвили Ш.Н. Проблема мотивации волевого поведения [Текст] / Ш.Н. Чхартишвили – Тбилиси, 2016. – 153с.
23. Чаплыгина Е.В. Применение современных оздоровительных физических упражнений для девушек в процессе занятий физической культурой в ВУЗе /Е.В. Чаплыгина // научно -методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уральский государственный педагогический университет; ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. 2018.-С.185.
24. Шиян Б.М. Теория и методика научных и педагогических исследований в физическом воспитании и спорте: учеб. пособие. / Б.М. Шиян, А.Н. Вацеба. - М.: Учеб. книга, 2008. - 270 с.
25. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон – М.: Просвещение, 2014. – 317 с.
26. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций : [учеб. пособие] / Г.А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Росс.Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014.-244 с.