Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Семья всегда остается важным очагом общества, поэтому все изменения в государстве, в общественной и политической деятельности общества отражаются на семейных взаимоотношениях. В последние десятилетия семья ощутила кризисное состояние: это постоянное повышение цен на продукты, коммунальные услуги, различные платежи, появление огромного количества безработных.
Ослабление воспитательных функций родителей ведет к появлению неблагополучных детей уже в раннем детстве. Модернизация российского образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач обучающего характера. Единство усилий семьи и педагогов является основным достижением успеха в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании обучении. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания и обучения. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания и обучения ребёнка.
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании и обучении оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием и обучением в семье.
Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, Х.Д.Джайнотт, Д.Локк, Дж.Рескин и др.
Проблема исследования: в образовательном процессе родители и педагоги – это воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности в процессе обучения будет успешен только в том случае, если они станут союзниками. Для решения этой проблемы необходимы новые формы взаимодействия семьи и школы, однако многие родители не идут на контакт с педагогами в связи с их занятостью или негативным отношением к самому образовательному учреждению (процессу).
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: показать значимость семьи в успешном обучении младших школьников.
Гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние семьи на становление личности ребенка.
2. Изучить особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников.
3. Охарактеризовать взаимосвязь семьи и школы в обучении ребенка младшего школьного возраста.
Методы исследования: документально-информационный метод.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 26 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 22 источника.
ГЛАВА 1. Влияние семьи на становление личности ребенка
Общая атмосфера семьи, характер взаимоотношений между всеми ее членами оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Ребенок, который воспитывается в атмосфере искренней дружбы, и сам растет чутким к другим, не может кого-то обидеть. Ребенок, на котором родители «сгоняют» злость за свои жизненные неудачи, которого никогда не примечают, не присмотрят за ним, как следует, растет нечувствительным, черствым, а иногда и жестоким по отношению к другим людям.
Умение доброжелательно относиться к другим лучше усваивается под влиянием ежедневного поведения ближайшего окружения. Доказать данное утверждение можно от противного.
Закрытый образ жизни семьи может также препятствовать усвоению ребенком разнообразных форм и навыков общения. Именно это, повзрослев, человек начинает осознавать, чувствовать себя неуютно, попав в новые, непривычные для него ситуации. Потребность быть среди людей, сотрудничать с ними, быть оцененным по достоинству, уважаемым, иметь любовь и успех блокируется непонятными для него механизмами и незнакомыми правилами той игры, что называется общением. В общении усиленный контроль, с одной стороны, и отсутствие отработки навыков общения в различных ситуациях, с другой, лишь углубляют неуверенность и тревожность ребенка. [22, с.266]
Наибольший ущерб социальной адаптации индивида наносят ощущение себя неудачником, жалость к себе, подавленность, попытки держаться от людей подальше, избегать близких отношений; лживость и лукавство, ненадежность; склонность приписывать свои чувства и мотивы другим, враждебность в отношении к людям. Как правило, именно эти особенности провоцируют конфликтные ситуации, создают барьеры в общении, мешают восстановлению взаимопонимания и сотрудничества.
«Развитие личности происходит в несколько этапов, первый из которых - адаптация, следующий - индивидуализация и последний - интеграция», - утверждает А. В. Петровский. [18, с.120]
Адаптация, или присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально - типового; индивидуализация - открытие или утверждения «Я», проявление своих способностей и возможностей, особенностей характера, становления индивидуальности; интеграция - это уже изменение жизнедеятельности других людей, осуществления «вкладов» и их принятие окружающими и тем самым «утверждение своего инобытия в других людях, становления общего для всех».
Если человеку не удается полностью преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него социальной среде, у него, скорее всего, будут складываться черты зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и своих возможностях. Если, находясь уже в фазе индивидуализации, человек обеспечивает свое «инобытие» среди членов значимого для него сообщества, предъявляет им свои индивидуальные различия, которые они не принимают через их несоответствие потребностям сообщества, то это способствует развитию у индивида таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, завышенная самооценка.
В удовлетворении потребностей ребенка возможны два отклонения: первое - попустительство, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего любимца; любое желание ребенка для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят такие аргументы, как слабость ребенка, его особенность, желание дать ребенку то, чего были лишены сами родители. Аргументом иногда является и то, что ребенок, к примеру, растет без отца. Противоположный попустительству стиль характеризуется недостаточным влечением родителей к удовлетворению потребностей подростка. Чаще всего при этом страдают духовные потребности, особенно необходимость эмоционального контакта, доверчивого, неформального общения с родителями.
Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей, то есть тех задач, что ребенок выполняет в зависимости от возраста: обучение, самообслуживание, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, которые устанавливают то, что подросток не умеет делать. Невыполнение требований может заставить родителей применить наказание - от мягкого осуждения к другим, более суровым наказаниям. Когда родители проявляют к ребенку чрезмерную требовательность, постоянно упрекают его за нечто, раздраженно разговаривают с ним, он постепенно становится озлобленным, робким, замкнутым, недобрым к людям, с которыми общается [4, с.6].
Как и каждый член семьи, ребенок также имеет определенные обязанности. Ребенок дошкольного возраста всегда стремится помогать старшим, хочет брать участие в их взрослых делах, разделять вместе домашние заботы.
Но часто он еще просто не умеет выполнять работу, за которую принимается. Именно по этим причинам хорошие стремления останавливают замечания и предостережения родителей: «разбей», «рассыплешь», «перевернешь», «не столько работы, сколько хлопот от твоей помощи». От таких систематических замечаний все порывы малыша начинают угасать. А через год-два, ребенка уже не допросишься сделать то, чего он так стремился ранее. Следовательно, даже малейшее желание дошкольника помогать другим следует всячески поддерживать, намеренно создавать ситуации, в которых бы ребенок мог стать хорошим помощником взрослых и сверстников, проявлять к ним внимание и чуткость. Опыт, приобретенный в семье, переносится ребенком и на взаимоотношения с ровесниками, и на характер общения с ними.
Требования, запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, возможность самостоятельно выбирать способ поведения. И здесь возможны два степени отклонений: избыточность и недостаточность их. Недостатком является воспитание, когда ребенку «все» не разрешается. К нему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У некоторых подростков такое воспитание ускоряет реакции
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьева Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2015. – 225 с.
2. Бадараева С.Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем ребенка / С. Ж. Бадараева. – М.: Просвещение, 2018. – 165 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2016. – 304 с.
4. Дубровина И.В. Стили родительского поведения / И.В.Дубровина, З.Г. Фадеева, Т.Г. Губарева // Зауч. – 2017. - № 2. – С. 5-8.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 176 с.
6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 232 с.
7. Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону, 2015. – 146 с.
8. Медведева И. Родители и дети, конфликт или союз / И. Медведева, Т. Шишова. – М.: Софийская набережная, 2017. – 176 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 608 с.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240 с.
11. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко – Минск: БГУИР, 2018. – 267 с.
12. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. – 432 с.
13. Пеньковская Н.А. Семья формирует самооценку ребенка / Н.А. Пеньковская // Дошкольное воспитание. – 2019. - №6. – С.16-19.
14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гардарики, 2017. – 256 с.
15. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 576 с.
16. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковская. – М.: Наука и знания, 2017. – 224 с.
17. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
18. Целуйко В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: Хранитель, 2015. – 430 с.
19. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд.цетр ВЛАДОС, 2018. – 368 с.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2015. – 349 с.
21. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 20160. – 768 с.
22. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2015. – 512 с.