Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема воспитания социальной активности учащихся в образовательном процессе школы особенно актуальна, так как в детском саду, школе и семье особое внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка (различные развивающие игры, специальные программы для развития памяти, внимания, мышления, группы для подготовки детей к школе и др.), в ущерб развитию социальной компетентности.
Важнейшим условием успешного решения воспитательных задач является интеграция усилий всех социальных институтов — семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций. Образование является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. На личность человека воздействует большое количество факторов: внутренних, внешних, объективных, субъективных, природных, социальных и т.д. В результате этого человек выступает в качестве субъекта своего формирования и развития. При этом значительным является воздействие общества на становление личности человека. Мобильность и неустойчивость общества требуют активного взаимодействия и изменения личности.
Школа, несомненно, имеет большое значение при воспитании и социализации человека. Главная задача школы на сегодняшний день - это формирование социально инициативной личности, которая приспосабливается к современному ритму жизни, способна независимо принимать важные решения, развивается в разных направлениях, стоит на защите своих прав.
Современные условия диктуют новые требования к воспитательному процессу. Проблема заключается не только в качестве и эффективности воспитания в школе. Сегодня нужно по-иному подходить к реализации воспитания. Обучение и воспитание как единый процесс должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Более того, перспективность исследования обусловлена и недостаточностью изученности данной темы. В течение последних десятилетий формирование социальной активности стало предметом пристального внимания многих ученых - методистов - С.А. Демидовой, Е.Н. Сухоленцевой, О.В. Шалабаевой, С.В. Абрамовой, И.Р. Сорокиной, В.А. Заболоцкого, Е.С. Соколовой, Г. В. Новиковой и др. Но обозначенный вопрос, несмотря на достаточно длительную историю его изучения, и сегодня остается открытым и представляет широкое поле для исследования.
Объект исследования - процесс формирования социальной активности учащихся.
Предметом исследования явилась методическая система формирования и развития социальной активности учащихся в образовательном процессе школы.
Цель работы – воспитание социальной активности учащихся в образовательном процессе школы.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю формирования социальной активности в зарубежной и отечественной педагогике;
изучить направления воспитательной работы в школе по формированию социальной активности учащихся;
определить задачи и содержание экспериментальной работы;
дать анализ результатов исследования.
Методологической базой исследования послужили работы Г.К. Бельгибаевой, В.С. Безруковой, Н.В. Бордовской, В.В. Воронова, Н.Ф. Головановой, В.В. Князевой, Л.П. Крившенко и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
§ 1. История формирования социальной активности в зарубежной и отечественной педагогике
Несмотря на то, что в педагогике и психологии существует широкий спектр оперирования понятием «активность», Т.Д. Марцинковская указывает на тот факт, что указанный термин неоднозначно интерпретируется у разных исследователей: как синоним деятельности, как результат деятельности; у третьих ученых активность является более широким понятием, чем деятельность .
С.Ю. Головин говорит о том, что «активность – понятие, выражающее способность живых существ совершать произвольные движения и меняться под влиянием внешних или внутренних стимулов, – универсальная характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой».
На сегодняшний день существует масса вариантов трактовки понятия «социальная активность». Так, С.П. Иваненков и А.В. Кострикин под социальной активностью понимают повышенное участие по сравнению с принятым в обществе, в той или иной социальной группе, в различных социальных практиках, направленных на общественное благо и включает в себя участие в общественных организациях и движениях, акциях.
Таким образом, социально активная личность чаще сосредоточена на решении проблем общества, нежели личных.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адамова П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. – 2017. – № 2. – С.21-24.
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
3. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
4. Байбородова Л.В. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/15773.html
5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
6. Борисова К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж Ритм, 2017. – С.14-17.
7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
8. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
9. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
10. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
11. Загвязинский В.И. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
12. Князева В.В. Педагогика. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
14. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
15. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 c.
16. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
17. Матвеева А. И. Духовная социализация личности как социокультурная основа национальной безопасности России. Монография. - М.: БУК, 2017. - 230 c.
18. Назарова Н.М. Специальная педагогика: В 3 т.Т. 3: Учебное пособие. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
19. Павелко Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров). - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
20. Сергеева В.П. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям. Монография. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 652 c.
21. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. - М.: Феникс +, 2019. - 240 c.
22. Стивен Р. Кови 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности: моногр. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 162 c.
23. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
24. Сковородкина И.З. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
25. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
26. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник. - М.: Academia, 2019. - 400 c.
27. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
28. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
29. Федосова И.В. Психолого-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в детском возрасте // Наука и Мир. Международный научный журнал. №9 с.127-131. Бунина. – Елец: [б. и.], 2017. – С.336-338.