Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на многочисленные и многолетние исследования проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, она по-прежнему остается важной и актуальной для психолого-педагогических исследований.
Особенно острой эта проблема становится в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Предъявление высоких требований к уровню развития детей, изменение самой структуры образовательной деятельности в школе создает немало трудностей для педагогов, родителей и детей, поступающих в первый класс.
Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из-за адаптации к новым условиям.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение, а затем и в школу в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение большего времени, новые требования к поведению, постоянный тесный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения и новая роль ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Изменения заключаются в новой системе требований, предъявляемых к ребенку и связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, иными словами адаптироваться к ним.
На успешную адаптацию детей предшкольного возраста к условиям учебной деятельности в школе влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), физический и психологический возраст к началу систематического обучения, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития.
Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Многоаспектность и многофункциональность проблемы преемственности подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как дидактический принцип (Б.П. Есипов, Т.А. Плотникова, М.X. Хайбулаев), как составная часть принципа систематичности и связи его с практикой (М.А. Данилов, М. Н. Скаткин), как условие научности (Г. И. Щукина) и как компонент принципа доступности обучения (И. Т. Огородников).
Анализируя работу дошкольных учебных заведений и воспитателей можно прийти к выводу, что работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста в основном заключается в предоставлении определенного багажа знаний (научить детей писать, считать, читать). А работа в плане психологической адаптации проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно-обоснованных педагогических подходов.
В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию и коррекции важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации. Необходимо создать оптимальные педагогические условия для формирования готовности детей к обучению в школе
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место, так как первостепенной задачей на данном этапе воспитания детей является развитие двигательных навыков. Для решения данной задачи рекомендуется активно использовать подвижные игры, так как игры развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. В них дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни.
Цель исследования: исследование формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект исследования: развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования подвижной игры как средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1.Использование подвижных игр по формированию готовности детей к обучению в школе.
2.Проведение качественной и своевременной диагностики готовности детей к обучению в школе.
3.Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить психолого-педогогические особенности детей дошкольного возраста
2.Проанализировать значение подвижной игры на физическое развитие детей дошкольного возраста;
3.Провести эмпирическое исследование уровня физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
4.Разработать программу по физическому развитию детей дошкольного возраста средствами подвижных игр.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. Конкретизация и обобщение.
3. Наблюдение, эксперимент.
4. Тестирование, методы математической обработки результатов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы проблемы формирования физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
1.1. История вопроса о готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях
На современном этапе образования вопрос подготовки детей к обучению в школе рассматривается достаточно широко, однако в педагогической теории и практике нет единого мнения по данном вопросу. Ученые отмечают, что именно готовность к обучению в школе свидетельствует о том, что ребенок в своем развитии достиг такого уровня, который позволяет дать прогноз будущей результативности обучения в школе, и соответственно будет сопоставим с требованиями современной школы. Итогом завершения уровня дошкольного образования должно стать такое личностное качество ребенка, как готовность к школе. Содержание готовности к школе должно определяться системой требований, предъявляемой школой к будущему первокласснику. Эти требования определены в нормативно-правовой базе, определяющей деятельность образовательных организаций, и включают в себя такие личностные качества как: умение управлять собственным поведением, умение выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками для совместной деятельности, сформированный ответственный взгляд на обучение в школе, способность следовать инструкциям и решать интеллектуальные задачи.
Основоположником изучения формирования готовности детей к обучению в школе был Я.А. Коменский [17]. Он считал, что систематическое начальное обучение необходимо начинать в возрасте семь лет, если у ребенка достаточно сформированы представления в различных областях окружающего мира: географии, математике, грамматике. Ребенок способен к логическим рассуждениям, умеет задавать вопросы и дает на них конкретные ответы; проявляет интерес к
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, Э.Н. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом [Текст]: Метод. указания / Э.Н. Алексеева, В.С. Мельников. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 38 с.
2. Альбицкий, В.Ю. Заболеваемость детей и инвалидность [Текст] /В.Ю. Альбицкий, Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая // Российский педиатрический журнал. – 2016. - №1 – 32-35.
3. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №4. – С. 29-31.
4. Баканов, И.М. Гигиеническое обоснование двигательного режима дошкольников: дисс. канд. мед. Наук 14.00.07 [Текст] /Баканов Иван Михайлович.– М. 2017. – 199 с.
5. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи [Текст]/ Б. К. Бальсевич / Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. — М, 2016. — № 1. — С. 36-40. 161
6. Баранов А.А., Сухарева Л.М. Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста [Текст]/ А.А. Баранов, Л.М. Сухарева // Вопросы современной педиатрии. – 2016.–№ 5(5). –С. 14-20.
7. Баскаков, А.Я. Методология научного исследования [Текст]: учебное пособие / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К.: МАУП, 2014. – 216 с.
8. Бездухов, В.П. Воспитание как движение, превращающее возможное в действительное [Текст] / В.П. Бездухов, Ю.В. Лопухова // Известия Российской академии образования. – 2013.–№ 1(17). – С. 168-169.
9. Болонский процесс: традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник материалов науч.-метод. конференции «Модернизация высшего педагогического образования в условиях вхождения России в Болонский процесс», 3−4 февраля, 2014 г. [Текст] – Волгоград: Перемена, 2005. – 140 с.
10. Брызгалова, С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика [Текст]/ Брызгалова Светлана Ивановна.– монография.– Калининград: Изд-во КГУ, 2014. – 344 с., Библиогр.: с. 307-343
11. Бурмистрова Н.И. Физкультминутки активный отдых на занятиях в дошкольных учреждениях [Текст]//Начальная школа, 2014 - № 9. -С. 39-41.
12. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок дошкольников. [Текст]: учеб. пособие / ред. Я.С.Вайнбаума - М.: Просвещение, – 2015.-–64 с. 35
13. Велиева, Н. З. Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности детей дошкольного возраста: дисс. канд. пед. Наук: 13.00.01 [Текст]/ Н. З. Велиева. – Махачкала, 2015. – 142 с.
14. Волков, В.Ю. Физическая культура [Текст]: Учеб. пособие / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2008. – 323 с.
15. Волосникова, Г. В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Ребенок XXI века от рождения- до школы [Текст]/ Т.В; Волосникова. – M: Школьная пресса, 2015. – 290 с.
16. Гаджиев, Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни дошкольников: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст]/ Рафик Дашбекович Гаджиев – Махачкала, 2017. – 212 с.
17. Горелов, А. А. Подвижные и спортивные игры как вид деятельности и средство социализации растущего человека [Текст]/ Горелов А. А., Румба О. Г.// Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта Выпуск: 6 (100) 2013, – 41-47 с.
18. Грудина, С. В. Нагрузки на занятиях физической культуры и нормы двигательной активности дошкольников [Текст]/ С. В. Грудина // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.— М.:Буки-Веди. –2012. — С. 107-109.
19. Ермакова, М.А. Формирование индивидуального опыта здорьвьесбережения у дошкольников .: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст]/ М. А. Ермакова. – Самара, 2014. – 139с.
20. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П. К. Петров.– Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – С.54-57.
21. Жилина, А.И. Системный подход как методология педагогического исследования [Текст]/ А.И. Жилина // Человек и образование. − 2016. − № 10 – 11. − С. 15 – 20
22. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников, СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. 112с.
23. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ по спец.№2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 3-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 2004. 208 с.
24. Шишкина В.А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 136с.
25. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. c. 41-46.