Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Конфликты у старших дошкольников имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями дошкольников.
Важность проблемы развития и формирования навыков бесконфликтного общения ребенка со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором поставлена задача реализации программы, которая должна обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в социально-коммуникативной сфере.
Для формирования у детей умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей (эмоциональный компонент) и освоения способов предупреждения конфликта и конструктивного поведения в конфликте (поведенческий компонент) целесообразно включение детей в игровую деятельность со сверстниками [11].
Для детей старшего дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей старшего дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра – это основное средство в воспитании нравственных взаимоотношений со сверстниками. Игра способствует формированию готовности детей дошкольного возраста к бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.
Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались А.Г. Арушанова, С.С. Бычкова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина, Л.М. Шипицына. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, М. И. Лисина. Значение игровой деятельности в процессе развития навыков бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста раскрывается в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.
Именно в дошкольном периоде, как отмечает А.В. Запорожец, находятся истоки формирования личности человека. Группа сверстников для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление различного рода отклонений в поведении детей. Для этого необходимо глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, среды, в которой воспитывается каждый из них, места ребенка в системе взаимоотношений с окружающими.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство развития бесконфликтного общения детей 5-6лет со сверстниками».
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и обосновании возможности дидактической игры как средства развития бесконфликтного общения детей 5-6 лет со сверстниками.
Для того чтобы достигнуть цели работы, требуется решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть понятие «общение» и его структуру;
3) выделить особенности развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;
4) рассмотреть дидактическую игру как средство развития бесконфликтного общения детей 5-6 лет со сверстниками.
5) подобрать рекомендации по развитию бесконфликтного общения детей 5-6 лет со сверстниками посредством использования дидактических игр.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, одна глава, заключение, список использованных источников, приложение.
1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства развития бесконфликтного общения детей 5-6 лет со сверстниками
1.1. Понятие общения и его структура. Особенности развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста происходит расширение круга общения, изменяется содержание структурных компонентов общения, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
В психолого-педагогической литературе даются различные определения общения.
Львом Семеновичем Выготским, всемирно известным русским психологом, было выдвинуто положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, в котором он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений перенесенных внутрь, и ставших функциями личности, и формами ее структуры. В его исследовательских работах намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей [7].
Борис Герасимович Ананьев, советский психолог, доктор педагогических наук, рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. При этом он указывал, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б.Г. Ананьев проблеме общения: познание участниками общения друг друга [1].
Рузская Антонина Григорьевна, кандидат психологических наук, под коммуникативной деятельностью понимает деятельность, предметом которой является другой человек – партнер по общению [22].
Рассмотрев разные точки зрения относительно понятия «общение», за основу в нашей работе мы берем определение общения как процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности, включающего в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и понимание другого человека.
Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
• Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
• Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
• Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [16].
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, то есть она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 2006. - Т.2. - С.226.
2. Андреев, В. И.. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - "Педагогика " и доп. квалификации "Преподаватель высш. шк.ы" / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновац. технологий, 2005 (Центр инновац. технологий). - 499 с.
3. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2015. - 525 с.
4. Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 2. - С. 41- 45.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. – М. : Просвещение, 2003 – 123 с.
6. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 670 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2005. – 228 с.
9. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. 2015 . №1. - С. 101-111.
10. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 - 5 лет : разработки занятий [Текст] / ; Сост. Р. А. Жукова. - Волгоград : Корифей, 2006 (Волгоград : ООО "Панорама"). - 112 с.
11. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : Учеб. пособие / О. А. Карабанова. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. - 191 с.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова./ – М. : Академия. 2001. – 416 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства / Я.Л. Коломинский. – Минск.:Вышэйшая школа, 2013. - 111 c.
14. Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6 (42). – С. 94- 103.
15. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 705-707.
16. Микляева, Н.В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Метод. рек. Для специалистов и воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободяник. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
17. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 456 с.
19. Особенности общения дошкольников со сверстниками [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/29/osobennosti-obshcheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami (дата обращения 15.02.22).
20. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
21. Репина, Г. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Г. А. Репина. – М. : Владос, 2000. – 310 с.
22. Рузская А.Г. , С.Ю. Мещерякова Развитие речи [электронный ресурс]: razvitie_rechi-igry_i_zanjatija_s_detmi_rannego_vo.pdf (gov.spb.ru) (дата обращения 16.03.22)
23. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
24. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : ООО Апрель Пресс, 2001. – 224 с.