Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование процессов, относящихся к качеству жизни человека, практически полностью находится в сфере влияния государства, в котором жизнедеятельность человека является центральным моментом в государственном управлении. Социальное обеспечение является одним из показателей управления социальными процессами в государстве по причине его направленности на решение социальных проблем.
Система социального обеспечения каждого государства – это огромный правовой пласт для исследования, поскольку включает пенсионную систему, все виды социального страхования (лечение, причем как на дому, так и в стационарных учреждениях во время временной нетрудоспособности, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов и пр.), денежные выплаты и разные виды помощи ветеранам, на погребение, безработным, маломущим и семьям с детьми, малоимущим и другим категориям населения.
Наша цель – дать общую характеристику системы социального обеспечения в Российской Федерации на основе анализа трудов теоретиков и правовых актов.
Социальное обеспечение занимает одно из приоритетных мест в жизни государства и общества, именно поэтому вопросы, связанные с правами на социальное обеспечение привлекают своей актуальностью внимание многих ученых-теоретиков и практиков. Однако, несмотря на то, что в Конституции России в контексте построения правового государства права человека провозглашены высшей ценностью, желаемый уровень их обеспечения еще не достигнут, т.е. тема работы достаточно актуальна.
1 Предмет социального обеспечения
Государственное регулирование в любой сфере деятельности, и в частности в сфере социального обеспечения, является совокупностью государственных мер правового, экономического, социального, организационного характера, которые всегда осуществляется только на правовой основе, на основе нормативных актов и в строгом соответствии с действующим законодательством. Для обеспечения эффективности социального обеспечения государство обязано создать нормативно-правовое регулирование социального обеспечения, поскольку именно право является базовым условием существования национальной правовой системы, через процесс издания нормативно-правовых актов государство формирует нормативную основу правовой системы. Без нормативно-правовых актов, его регулирующих, правовая система государства теряет свою основную функцию - регулирование. На пути к правовому, социально ориентированному государству особое значение приобретает правильность понимания глубины отрасли социального обеспечения, которая призвана гарантировать реализацию одного из важнейших прав граждан – права на социальное обеспечение в случае старости, временной или постоянной нетрудоспособности, потери кормильца, профессионального заболевания, безработицы и других случаях, предусмотренных законодательством.
Основной проблемой понятийного аппарата права социального обеспечения является отсутствие в правовых актах единообразия терминов и понятий, что, как следствие, приводит к неурегулированности и пробелам в законодаельстве.
В словаре С. И. Ожогова понятие социальное обеспечение означает предоставление кому-либо со стороны общества материальных благ. Похожее мнение В. Н. Дурденевский, который предлагает понятие «социальное обеспечение» рассматривать как помощь общества в развитии и охране прав человека [27, с. 10]. Следует отметить, что в данном понятии отсутствует сущность, не определены лица, критерии для получения социального обеспечения. С. О. Винокуров [23 с. 5, 9-15] к категории социального обеспечения в свое время относил социальное страхование и социальное обеспечение. Советский ученый Н. И. Полупанов также доказывал, что социальное обеспечение является комплексом, совокупностью мер по обеспечению граждан материальными благами, льготами и услугами алиментарного характера из определенных законодательством источником общественных фондов потребления [44, с. 17].
Несколько шире рассматривает социальное обеспечение советский ученый В. А. Аралов, а именно как форму материального обеспечения в старости, при нетрудоспособности, при наступлении инвалидности, болезни, потери кормильца и в других случаях, установленных законодательством [17, с. 14]. То есть ученый очертил конкретные случаи наступления страхового случая для получения социального обеспечения. В. С. Андреев [12, с.10] упорядочил вышеупомянутые определения и дал такое определение понятия социального обеспечения, как совокупности социально-экономических мер, направленных на обеспечение граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матерях и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности [14, с. 30-34]. То есть указанным ученым выделены основания для получения социального обеспечения. Конституционный Суд России отмечает, что социальное обеспечение охватывает различные виды помощи и поддержки граждан, выделяя его основное содержание посредством материального обеспечения, предоставления человеку средства к существованию [4]. Таковое обеспечение направлено на поддержку человека в различных жизненных обстоятельствах, оно призвано гарантировать социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена общества [4]. Это и есть показатель социальной уверенности [51, с 28].
Р.И.Иванова рассматривает социальное обеспечение как форму распределения, следствием которой является предоставление гарантий гражданам на нормальный уровень жизни сверх вознаграждения за труд, при наличии юридических фактов: наступление старости, потери трудоспособности или кормильца [32, с. 22]. В. С. Андреев выделяет материальную и бесплатную формы обеспечения отдельных категорий населения [14, с. 30-34].
По нашему убеждению, подходы ученых относительно определения понятия социального обеспечения вполне обоснованны. Государство действительно обеспечивает соответствующие социальные выплаты определенным законодательством категориям лиц. Социальное обеспечение граждан в случае наступления оговоренных законодательством социальных рисков осуществляется через соответствующее материальное обеспечение, которое может иметь ценную, безвозмездную и льготную формы. Целью социального обеспечения является облегчение положения лица, которому законодателем назначен отдельный вид социального обеспечения.
Проанализировав мнения учених, сформулируем свой взгляд на понятие социальное обеспечение. Можно утверждать, что социальное обеспечение это разновидность материального обеспечения, предоставляемого согласно действующему законодательству, которое может предоставляться как безвозмездно, так и на льготных условиях за счет средств социального страхования всех уровней бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством либо путем предоставления дополнительных прав, либо освобождения лица от отдельных обязанностей.
2 Понятие системы социального обеспечения
2. 1 Принципы социального обепечения
Важным показателем демократизации общества является уровень реализации гарантированных государством социальных норм. Социальное право реализуется в полном объеме согласно его назначению только тогда, когда соответствующее правовое поведение совпадает с целью правовой нормы. Социальное обеспечение как правовая система осуществляется через соответствующие правовые институты. Именно поэтому характер правовой системы социального обеспечения заключается в специфике предмета правового регулирования отрасли. Принципы системы права являются активными элементами структуры права, отражающими ее суть, то есть с их помощью осуществляется правовое регулирование общественных отношений, через указанные элементы можно комплексно оценить правовую систему.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены на законодательном уровне. До сих пор нет общего нормативного акта (к примеру, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения, поскольку наличие такового существенно облегчило как правоприменительную, так и судебную практику. Несмотря на достаточно большой вклад ученых в исследование принципов и методов права, следует обратить внимание на то, что до сих пор отсутствует общепризнанное мнение относительно сущности и содержания указанных категорий, их роли в правовом регулировании социальных правоотношений. Указанное определяет актуальность тематики рассматриваемого вопроса.
Термин «принцип» означает самые общие, исходные положения, средства, правила, определяющие природу и социальную сущность явления, его направленность и существенные свойства [6, с.365]. Толковый словарь В.И.Даля дает следующее определение указанного термина «принцип»: «научное начало или основа, которой следует поддерживаться, и от которой нельзя отступать» [7, с.431]. Другими Словарями предлагается следующее определение понятию «принцип»: «основное, исходное положение какой-либо теории» [8, с.1071], «центральное понятие, основа системы» [9, с.329].
К.Я. Гусов считает, что определение правового принципа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с поправками от 21.07.2014 г. № 11 – ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
3.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
Европейская социальная хартия (пересмотренная) была подписана от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 14 сентября 2000 г. и ратифицирована в 2009 г. (см. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г.»).
4.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 года» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5878.
5.Философско-энциклопедический словарь / ред. кол. :С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М. :Сов. энциклопедия 1989. 6.Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителя / под ред.С. Г. Бархударова. – М. : Просвещение, 1971. –542 с.
7. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка / Даль В. – М. : Рус. яз.,1980. – 555 с.
8. Советский энциклопедический словарь. –М. : Сов. энцикл., 1990. – 1630 с.
9. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. – 3-е изд. – М. : Политиздат, 1975. – 496 с
10.Афанасьев В. Г. Системность и общество.– М.: Политиздат,1980.– 368с.
11.Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М. 1985., 263с.
12.Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник / В.С. Андреев – М.: Юрид. лит., 1987. – 352 с.
13.Андреев В.С. Вопросы теории советского права социального обеспечения. Проблемы трудового права и права социального обеспечения. – М.: АН СССР, Ин-т государства и права, 1975. – 280с.
14. Андреев В.С. Правовые проблемы социального обеспечения в СССР / Андреев В.С. – Советское государство и право. – 1967. – № 2. – С. 30–34.
15. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права.– Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1963.– Вып. 1.– С. 209
16.Алексеев С.С. Структура советского права. — М., 1975. — 261с.
17. Аралов В.А. Социальное обеспечение в СССР / В.А. Аралов, А.В. Левшин. – М.: Госполитиздат,1959. – 95 с.
18. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Kуpc лекций - Москва: Юрид. лит., 1997. - 387с
19. Абрамова А. А. Эффективность механизма правового регулирования : автореф. дис.на соискание учен. степени канд. юрид. наук : спец. 12.00.01 «Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве» / А. А. Абрамова. – Красноярск, 2006. –24 с.
20.Васильев А.М. Правовые категории. – М. : Юрид. лит., 1976. -264с.
21.Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учеб. пособ. / Н.В. Витрук. М.Закон и право, 1998,383 с
22.Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Пермь, 2009. 364 с.
23. Винокуров С. О социальном обеспечении / С.О.Винокуров/– М: Вопросы труда, 1920.
24.Гусева Т. С. Значение законодательства о социальных выплатах в системе законодательства о социальном обеспечении и пути его совершенствования // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6 й Международной научно- практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2010. 720 с.
25.Галаганов В.П. Право социального обеспечения.М. Академия, 2004. 416 с.
26.Гусов К. Я, Толкунова В. Я. Трудовое право России. Учебник. 2- е изд. М.: Юристь, 1997. С. 50
27.Дурденевский В.Н. Лекции по праву социальной культуры / В.Н. Дурдиневский. – М.–Л., 1929. – С. 10.
28.Егоров А. Н. Основные принципы советского права социального обеспечения.– М.: Изд. МГУ, 1984.– 80с.
29.Зайкин Д.А.Советское право социального обеспечения : учебн. пособие / под ред. А. Д. Зайкина. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 263 с.
30.Захаров М. Л.Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. М., 2001. 546 с.
31.Захаров М. Л., Тучкова Э. Г Право социального обеспечения. М. 2004. 581
32.Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М., Моск. гос. ун-т., 1983. – 168с.
33.Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР/Р.И. Иванова. — М.,1986. —176с.
34.Истомина Е.А. Всеобщность социального обеспечения и социальные риски // Вопросы управления. 2014. № 7.
35.Капыльцова В.В. К проблеме обеспечения социальной справедливости в современных условиях//Механизмы управления экономическими, экологическими и социальными процессами в условиях инновационного развития. - 2018. - С. 150-153
36.Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 246 с.
37.Лазарев В.В. Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2006. – 420с.
38.Лившиц Р. З. Теория права: учебник / Р. З. Лившиц. – М.: БЕК, 1994. 39.МачульскаяЕ.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. — М., 1999. — 240с.
40.Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право соц обеспечения. М., 2000.
41.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
42.Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть: Учебник для юридических вузов. – М., 2001.- 560 с.
43.Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2004. 512 c.
44.Полупанов М.И. Формы социального обеспечения в СССР и их развитие. // Труды ВЮЗИ.: Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты).– М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1979. – 27 с.
45.Симоненко Г. С. Конституционные формы социального обеспечения в СССР // Сов. Гос. право.– 1979.– № 10.– С.131.
46.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения /Г.В.Сулейманова/-Ростов на дону -2004
47.Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник.М., 2011.559
48.Соловьева Т.С. Зарубежный опыт социального обеспечения и проблемы его реализации в России // Труды института бизнес-коммуникаций. - 2018.
49.Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. – Калиниград, 2002. – С. 196.
50.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.М., НОРМА, 1996
51. Шумная Л.П. К вопросу об основной цели социальной поддержке // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3. С. 28.
52.Явич Л. С. Общая теория права / Явич Л. С. Ленинград : Изд-во Ленинградск. Ун-та, 1976. – 289 с.
53.http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/PDF/048-048A%20Russian.pdf (рус.)
54. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289592/0e25ba1eceb8c5a65f50ff52e78282626efb2099/