Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Перед мировым обществом стоит одна из актуальнейших задач, которая требует разрешения как можно быстрее и эта задача состоит в развитии духовной культуры и воспитания нравственных идеалов нового поколения, что обусловлено таким понятием, как сознание.
Сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного его активно-творческого преобразования. Функция «опережающего отра¬жения» сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устрем¬ленностью в будущее. Человека всегда повергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия, прежде всего его основы - экономики.
Любое будущее рисуется как некий социальный идеал, и не приходится удивляться, что возникающее несоответствие не удовлетворяет интерес творчески ищущего духа к наличной действительности, поскольку фермен¬ты, вызывающие преобразования наличной действительности, та-кому духу уже перестали соответствовать.
Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную куль¬туру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечес¬ки. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с миром духовной культуры.
Исторически выработан¬ные обществом нормы сознания духовно питают личность, стано¬вятся предметом ее убеждений, источником нравственных пред¬писаний, эстетических чувств и представлений. Каждый чело¬век - дитя своей эпохи, своего народа. Однако общественное сознание существует как факт сознания только через свою приобщенность к реально функционирующему сознанию индивида.
Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той социальной среды, которой он принадлежит. Это опосредование индивидуального сознания общественным начи¬нается уже с момента усвоения ребенком языка, норм поведения, чувств и мышления.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и опреде¬ленная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания.
Нравственное сознание об¬ладает сложной структурой, элементами которой являются нрав¬ственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравствен¬ного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Целью данной работы выступает: Сознание как высший уровень психической организации человека. Возникновение и развитие сознания.
ОБЪЕКТ исследования: сознание как высший уровень психической организации.
ПРЕДМЕТ исследования: особенности и закономерности развития сознания человека в процессе онтогенеза.
ЦЕЛЬ исследования: теоретический анализ научной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме возникновения и развития сознания человека в процессе онтогенеза.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Теоретически обосновать проблему сознания как высшего уровня психической организации человека, как предмета исследования отечественных и зарубежных ученых.
2. На основе анализа трудов научной психолого-педагогической литературы выявить особенности развития сознания человека в процессе онтогенеза.
3. Подобрать сводку факторов, психодиагностические методики исследования, влияющие на процесс формирования и развития сознания и самосознания человека.
4. Подобрать методы и приемы формирования сознания и самосознания человека.
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Лука., Ф. Лёзера, Я.А. Пономарева, А. А. Смирнова, В.Д. Шадрикова и других авторов.
Методами исследования выступили следующие: теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение данных психолого – педагогической литературы; эмпирические: тестирование с использованием диагностических методик, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ КАК ВЫСШЕГОО УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие «сознание» в трудах отечественных и зарубежных психологов
Сознание представляет собой одну из форм проявлении человеческой души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятии «сознание». Например, чувства - это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».
«Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» [12,с.78].
Понятие «сознание» неоднозначно. В ши¬роком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осу¬ществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием подра-зумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.
Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находя¬щихся между собой в закономерных отношениях.
В структуре со¬знания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие момен¬ты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается.
«Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и сте¬пень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философ¬ское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувст-венный и рациональный уровни сознания. Ощущения, вос¬приятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания опреде¬ленный круг объектов находится в фокусе сознания» [18,c.121].
Воздействующие на человека предметы, события вызывают у него не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», которые заставляют трепетать, волноваться, бояться, пла¬кать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчест¬во — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос¬ти включает в себя собственно чувства, которые представляют собой от-ношения к внешним воздействиям, например, удовольствие, радость, горе и другие, настроения, или эмоциональное самочувствие - веселое, по-давленное и прочее, и аффекты - ярость, ужас, отчаяние и другое.
«В силу определенного отношения к объекту познания, знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубо¬кими и устойчивыми чувствами. А это является показателем осо¬бой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ори¬ентиром» [17,c.173].
Чувства, эмоции суть компоненты, структуры, созна¬ния. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное по¬знание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и его чувства.
«Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Намерения человека претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его эле¬ментов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. В основе всех психических процессов лежит память - способ¬ность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить инфор¬мацию» [19,c.134].
Движущей силой поведения и сознания людей является по¬требность, то есть состояние неустойчивости организма как систе¬мы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, по¬исковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.
«Воля - это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля - это не только умение хотеть, желать, но это и психический процесс, который выра¬жается в действиях, направленных на удовлетворение потребности» [3,c.67].
Качественные сдвиги в характере потребностей представляют собой основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности.
«Человеческие чувства - это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле¬творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот¬ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в сознании людей не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать мысли и действия для достиже¬ния определенной цели» [18,c.95].
1.2. Предпосылки возникновения и развития сознания в филогенезе: анализ научной междисциплинарной литературы
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях его трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Если взгляды на происхождение сознания в филогенезе резко расходятся, то в вопросе его развития в онтогенезе этот разрыв мнений оппонентов несколько снижается. Сознание новорожденного и взрослого индивида различаются, так как здесь четко просматривается качественная эволюция.
Более того, выявлена зависимость сформирования сознания индивида от его индивидуальных особенностей и специфики его социального окружения. Однако существуют разные точки зрения на процессы развития сознания и в онтогенезе. Интерес представляют результаты работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева.
«В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Будучи аде¬кватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эти реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирова¬ние того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию» [9,c.123].
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.
«Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социаль¬ных, этических и эстетических идеалов.
Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями» [19,c.143].
Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности Человека и природы не сводятся к простому совпадению, так как в основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и постоянная потребность изменить его, придать ему формы, нужные, необходимые человеку, и всему обществу.
Следова¬тельно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его изменение.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосред-ственно существующее, но и отрываться от него, от реальности.
«Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и фор¬мами как бы светится, отражаясь в зеркале человеческого Я и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном «духовном про-странстве » движется и творит пытливая человеческая мысль, которая и выступает двигателем всего духовного, творческого» [15,c.185].
В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль движется и по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, разрушая все старое, а также она обладает способнос¬тью новаторства, творчества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь/А.П. Алексеев. - Москва: Проспект, 2018. - 495 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология/Г.М. Андреева. - Москва: Пресс, 2018. – 363 с.
3. Божович. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1979. - № 2. – С. 5-8
4. Вачков И.В. Психология новой эры / И.В. Вачко. - Москва: МГУ, 2017. – 255 с.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов /Л.М. Веккер. - Москва: Смысл, 2016. – 210 с.
6. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов пединститутов /Под.ред. М.В. Матюхина, Н.Ф. Прокина. - Москва: Знание, 2017. – 276 с.
7. Вачков И.Н. Психологическая программа для младших школьников / И.Н. Вачков // Школьный психолог. – Москва: 2017. - №18. - С. 9-11.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии: Собрание сочинений. Т. 4. / Л.С. Выготский. – Москва: Норма, 1984. – 480 с.
9. Гангнус Н.А. Система деятельности педагога по обеспечению формирования благоприятной Я-концепции у младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности / Н.А. Гангнус // Вестник развития науки и образования. – Москва: 2017. - №1. - С. 244-248.
10. Гангнус Н.А. Формирование у младших школьников позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности: Автореферат дисс. канд. пед. наук. /Н.А. Гангнус. – Пермь: 2017. – 48 с.
11. Гангнус Н.А. Формирование Я-концепции, благоприятной для развития личности в младшем школьном возрасте, в процессе музыкально-творческой деятельности / Н.А. Гангнус // Искусство в школе. 2017. - №2. - С. 69-71.
12. Гангнус Н.А., Ратт Т.А. Экспериментальное изучение оценочного компонента в структуре Я-концепции младшего школьника // Гуманистические традиции и инновации в педагогике: материалы 10-ой междунар. науч. - практ. конф. / Н.А. Гангнус, Т.А. Ратт. Казань: Изд-во КГПУ, 2003. – С. 146-148.
13. Горецкий, В.Г. Воспитание и обучение / В.Г. Горецкий // - Москва: Начальная школа, 2010. - №3. - С. 27-30.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас психологии, 3-е Издание / М.В. Гамезо, И.А.Домашенко. – Москва: Приор, 2016. – 286 с.
15. Горбатенко А.С. Предмет психологии: системная концепция: науч. докл./ А.С. Горбатенко. - Ростов н/д. 2017. – 362 с.
16. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – Москва: ОКО, 1978. – 235 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Москва: Советская энциклопедия, 1979. - Т.11 - 662 с.
18. Данилова Н.Н. Психология: учебник для вузов /Н.Н. Данилова. - Москва: Аспект пресс, 2021. – 340 с.
19. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности человека / И.В. Дубровина. - Мсква: Дело, 2017. - 275 с.
20. Крутецкий В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Крутецкий. – Москва: Юнити, 2016. – 296 с.
21. Крылов А.А., С.А. Маничева. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, Маничева С.А. - Москва: Приор, 2017. – 342 с.
22. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - Москва: МГУ, 2019. – 387 с.
23. Лейзер Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.) / Ф. Лейзер. - Москва: Мир, 2018. – 210 с.
24. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Москва: Академия, 2017. - 771 c.
25. Макселон Ю.А. Психология / Ю.А. Макселон. - Москва: НОРМА, 2019.
26. Максименко С.Д., Соловьяненко В.О. Психология / С.Д. Максименко, В.О. Соловьяненко. - Москва: Омега, 2020. – 365 с.
27. Мухина B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - Москва: ИНФРА-М, 2016. – 420 с.
28. Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1 / Р.С. Немов. - Москва: МГУ, 2018. – 254 с.
29. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов вузов. В 3-х книгах. - книга 3: Психодиагностика.- изд. 3. / Р.С. Немов. - Москва: Владос, 2018. - 315 с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога /Е.И. Рогов. - Москва: Владос, 2021. - 237 с.
31. Файгенберг И.М. Память и обучение / И.М. Файгенберг - Москва: ЦОЛИТУВ, 2018. – 290 с.
33. Щур, В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей. Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Просвещение, 1982. - 108с.