Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности оно обманчиво, я бы даже сказала – коварно. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание. Сегодня слово «воспитание» можно встретить в любой газете, услышать на производственном собрании, и не только педагог в школе, но и начальник цеха на заводе может получить выговор за слабую воспитательную работу. Педагогика нужна мастеру, бригадиру, администратору, сержанту, офицеру, политическому деятелю и капитану корабля, так что кафедры педагогики появляются теперь в институтах, весьма далёких от проблем детства.
В условиях современного общества особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку . В связи с этим, на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Проблема гендерного воспитания, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c каждым ребенком, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Проблемы гендерного воспитания, связанные с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения .
Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по гендерному воспитанию детей и пожростков, в педагогике эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко.
Все это подчеркивает актуальность темы.
Таким образом, половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. На наш взгляд, использование гендерного подхода стало актуальным, так как дает огромные возможности в воспитании мальчиков и девочек. Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи, что определило проблему исследования: каковы гендерные особенности организации обучения детей и подростков?
Тема исследования: «Принципы и методы гендерного воспитания детей и подростков».
Объект исследования: процесс гендерного воспитания детей и подростков.
Предмет исследования: принципы и методы гендерного воспитания детей и подростков.
Цель исследования: на основе теоретических положений обосновать принципы и методы гендерного воспитания детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «воспитание» и «гендерное воспитание»;
2. Описать гендерные различия детей в разные возрастные периоды;
3. Рассмотреть принципы и методы гендерного воспитания детей и подростков.
Методы исследования:
теоретические – анализ, обобщение, синтез;
эмпирические – анализ программ ДОУ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретически основы гендерного воспитания детей и подростков
1.1. Анализ понятий «воспитание» и «гендерное воспитание»
Формируется и развивается личность человека в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внешних и внутренних, зависимых и независимых от сознания и воли людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не определяется как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле.
В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Понимаются под опытом известные людям знания, умения, способы мышления, этические, нравственные, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных взглядов, знаний и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Специальная и учебная литература
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2007.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова. - Москва : Юрайт, 2012. - 510 с.
3. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 300 с.
4. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду : пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова - Москва : Линка-Пресс, 2009. - 212 с.
5. Дусказиева, Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева. – Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2010. - 108 с.
6. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О.И. Ключко. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 404 с.
7. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / И.Н Евтушенко. - Челябинск, 2018. - 22 с.
8. Зверева, С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий / С.В. Зверева. – СПб., 2005. – 52 с.
9. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа до школьного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 320 с.
10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
11. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ / Н.Е. Татаринцева – Москва : Центр педагогического образования, 2018.
Периодические издания
12. Абубакирова, Н.И. Что такое гендер? / Н.И. Абубакирова // Общественные науки и современность. - 1996. - №6. - С. 123-125.
13. Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 29-35.
14. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н.А. Дьячкова // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 14-15.
15. Евтушенко, И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. – 2017. – №5. − С. 64-67.
16. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И.С. Клецина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2019. - 403 с.
17. Евтушенко, И.Н. От пола к гендеру: особенности гендерного воспитания дошкольника / И.Н. Евтушенко // Саморазвитие человека : единое образовательное пространство : материалы междунар. науч. – практ. конф. – Нижний Новгород, 2018. – С. 198-206.
18. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2020. – № 2.
19. Надолинская, Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л.Н. Надолинская // Педагогика. – 2019. – № 5.
20. Радина, Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях / Н.К. Радина / Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С.22-28.
21. Сабиров, Р. Наука - «бесполой» школе / Р. Сабиров // Народное образование. – 2017. – № 6. – С. 76-87.
22. Семенова, Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста / Л. Э. Семенова // Вопросы психологии. 2020. №6. С.23- 31.
23. Шустова, Л.П. Становление гендерной идентичности ребенка дошкольника / Л.П. Шустова // Современный детский сад. – 2018. – № 5.
Нормативная литература
24. Гендерная стратегия РФ (проект). – М.: Проспект, 2004. – 25 с.
Электронные ресурсы
25. Белобородова, Н.С. Реализация гендерного подхода в воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н.С. Белобородова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.irorb.ru/files/magazineIRO/ 2013august/11.pdf. (дата обращения 29.05.2022).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.05.2022).