Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Компетенции и компетентностный подход: сущность, особенности и роль в преподавании русского языка 5
1.1 Сущность терминов «компетентность» и «компетентностный подход» в педагогической литературе 5
1.2 Языковая, лексическая компетенции 9
1.3 Формирование лингвистической, коммуникативной компетенций как важная задача преподавания русского языка 11
Глава 2 Технологии, задачи, методы реализации компетентностного подхода на уроках русского языка 14
2.1 Технологии и способы реализации компетентностного подхода на уроках русского языка 14
2.2 Развитие устной речи как способ повышения уровня языковой компетенции: методы, задачи и направления (на примере младших школьников) 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало этого века многими учеными связывается с наступлением инновационной эпохи. Человечество наблюдает коренные трансформации в области образования, которые изменяют представление о роли его в современном социуме. В основе этих трансформаций находится развитие новых подходов к обучению, которые основаны на применении современных инновационных технологий в образовании.
Общественные, политические, экономические и социальные трансформации, которые произошли в России в последние десятилетия, инициировали глобальные изменения в образовательной области. Перемена ценностей в социуме привела к тому, что в образовании появились новые цели предметов .
Теперь подход учебно-дисциплинарный уступил место личностному подходу, который нацелен на полное развитие учеников, на их самоопределение и самореализацию.
Сейчас учащийся характеризуется нужными знаниями, которые находятся в интегрированной картине его мира. У ученика есть новые навыки и умения реализовывать различные виды деятельности. Он учится, трудится, осуществляет исследовательскую деятельность. И при этом он является активным субъектом.
Теперь учащийся – это не пассивный слушатель информации. Он – самоопределяющаяся личность, активно выбирающая информацию и создающая новое знание в том, что уже пройдено. Это – весомый аргумент для сдвига в образовании от преподавания к обучению, которое будет сконцентрировано на самом ученике. Выработка компетенций дает возможность преодолеть разрыв между итогами образования и современными условиями и требованиями в жизни.
Компетенция обозначает интегрированные характеристики уровня подготовки выпускника, потому как тесты на знание предмета и дипломы не гарантируют его успешности в профессии .
Компетентностно-ориентированный подход позволяет перейти в профессиональном образовании от его направленности на воспроизводство знаний к их реализации и структурированию, чтобы направить деятельность на разнообразие жизненных ситуаций .
Целью данной работы является рассмотрение компетентностного подхода как основы обучения русскому языку в школе.
Задачи:
- рассмотреть сущность терминов «компетентность» и «компетентностный подход» в педагогической литературе ;
- описать языковую, лексическую компетенции;
- проанализировать формирование лингвистической, коммуникативной компетенций как важная задачу преподавания русского языка;
- изучить технологии и способы реализации компетентностного подхода на уроках русского языка;
- проанализировать развитие устной речи как способ повышения уровня языковой компетенции: методы, задачи и направления (на примере младших школьников).
Объект исследования – компетентностный подход. Предмет исследования – специфика реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Александров К.В. Работа с программным комплексом для обучения лексической стороне устной речи: Пособие для студентов. / К.В. Александров. - Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2018. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
2) Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7лет - М. 1999.
3) Бельский В. Ю., Реализация компетентностного подхода: философско-методологические основания // Вопросы философии. — 2020. — № 10. — С. 210-216
4) Бозиев Р. С., Концептуальные основания моделей этноязыкового образования в контексте национально-языковой политики государства // Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 12. — С. 32-45
5) Васев Д. В., Интегративное обучение учащихся начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 4. — С. 38-45
6) Введенский В. Н., Ключевые проблемы перехода от знаниевого к компетентностному подходу // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2019. — № 5. — С. 44-47
7) Гойхман О.Я Речевая коммуникация: Учебник- 2-е изд. Перераб.и доп. ИНФРА-Москва; 2008 г.
8) Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 41 с.
9) Зиновьева Т. И., Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников // Начальная школа. — 2017. — № 1. — С. 40-50
10) Зиновьева Т. И., Методическая система развития речевой деятельности на основе принципа ориентации на риторический идеал // Начальная школа. — 2020. — № 9. — С. 27-35
11) Зотова С. В., Использование словарей при изучении фразеологизмов в начальной школе // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 56-60
12) Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – No 2. – С. 3–10.
13) Кузнецова М. И., Словарный запас современных младших школьников: методика оценивания и полученные результаты // Педагогика. — 2020. — № 3. — С. 48-55
14) Кунакова Г. У. Педагогические условия интегративного обучения в старших классах общеобразовательной школы (на примере языковых дисциплин): Автореф. дис.…канд. пед. наук:13.00.01. Алматы, 2019
15) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1999.
16) Леонтьев А. Н. Психология обучения чтению // Начальная школа: плюсминус. 1999. № 10. С.9-13.
17) Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: 2000.
18) Палжанова, М. Ш. Компетентностный подход в преподавании русского языка / М. Ш. Палжанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4036/ (дата обращения: 30.06.2022).
19) Пассов Е. И. Обучение чтению: Учебное пособие. – Воронеж: Интерлингва, 2002.
20) Сиренко Ю. С., Развиваем внимание к слову в художественном тексте // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 59-65
21) Супряга С. В., Развитие речи младших школьников на основе текстов патриотической направленности : уроки русского языка // Начальная школа. — 2020. — № 6. — С. 9-15
22) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 161-170
23) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110
24) Ткаченко Т. А., Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда. — Москва : Владос, 2017.
25) Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. – М.: Высшая школа, 1987.
26) Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой - М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
27) Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – URL:http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
28) Шамов А. Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 15-20
29) Barnett R. The Limits of Competence: Knowledge, Higher Education and Society. – Buckingham: The Society for Research into Higher Education and Open University Press, 1994. – 207 p.
30) Council for Cultural Cooperation // Secondary Education for Europe. – Strasburg, 1997. – 73 p.
31) Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.
32) Westera W. Competence in Education // J. Curriculum Studies. – 2001. – Vol. 33. – No 1. – Р. 75–88