Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Процесс воспитания и образования неразделимы. В современной школе образование является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим концепция современного исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
Важной особенностью школьных уроков истории и обществознания является то, что они охватывают практически все ценности ГЭФ. Образовательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт всего человечества. Знание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника определенной ценностной системы координат, которая обеспечивает возможность взаимодействия в обществе. В связи с этим можно сказать, что вне образования, гуманитарного образования все изучаемые явления, события оставляют познавательный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Следовательно, личные требования к результатам обучения в некотором смысле актуальны для уроков истории и обществознания в школе.
Основная задача педагога, разрабатывающего и реализующего образовательный процесс, - обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения не может быть закрыт для передачи суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо развивать у учащихся готовность использовать знания на благо человека и общества. Действительно, развивающее обучение не может не быть образовательным.
Для хорошей школы совершенно недостаточно высоких достижений знаний, умений и навыков учащихся. Современная школа должна не только обучать при поступлении в университет, но и формировать у учащегося ценностно-смысловые, общекультурные, образовательные, познавательные, информационные, коммуникативные, социально-профессиональные и самосовершенствующиеся навыки. Что касается текущих проблем и обилия новых правил в области образования и воспитания молодежи, то будет уместно рассмотреть образовательный потенциал уроков истории и обществознания.
Объектом работы является образовательный процесс в рамках современного школьного образовательного процесса.
Предметом работы являются средства, формы и методы обучения на уроках истории и обществознания в рамках содержания исторического материала и требований ФГОС.
Цель работы: обосновать воспитательный элемент на уроках истории и обществознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные направления воспитания в обучении истории и обществознания;
-изучить проектирование процесса реализации воспитательного потенциала истории и обществознания;
-разобрать воспитательный потенциал содержания школьных курсов истории и обществознания;
-проанализировать реализацию воспитательных задач урока истории и обществознания на примере темы «Феодалы и крестьяне».
Методологической основой работы послужили принципы историзма, научности и системный подход. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение, эксперимент; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты о процессе воспитания в обучении истории и обществознания
1.1. Основные направления воспитания в обучении истории и обществознания
Понятие "воспитание" является одним из основных в педагогике. Это понятие используется как в широком, так и в узком смысле. Воспитание в широком смысле - это социальное явление, как влияние общества на человека, подрастающее поколение. Под воспитанием в узком смысле понимается специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и учащихся по реализации целей воспитания и образования в условиях педагогического процесса. Прежде всего, это относится к формированию у человека личностных качеств, мнений, убеждений, ценностей и норм.
Воспитание в широком смысле - это передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старшего поколения к младшему.
Воспитание в узком смысле - это специально организованное воздействие на человека социальных институтов (педагога) с целью формирования определенных качеств личности, ценностей, норм, установок и т. д. [10].
Воспитание как социальное явление - это сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества; в повседневную жизнь, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их личностями, развитыми личностями, творцами своего собственное счастье. Он обеспечивает социальный прогресс и преемственность поколений.
Типы воспитания классифицируются по разным причинам. Наиболее общая классификация включает умственное (интеллектуальное), моральное, профессиональное и физическое воспитание. Гражданское, политическое, мультикультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание также различается в зависимости от различных областей образования. Институционально существует семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное) воспитание, по месту жительства, в детских и молодежных организациях (например, в туристско – просветительских туристических клубах), в специальных учебных заведениях. В зависимости от стиля взаимоотношений учителя и ученика различают авторитарное, демократическое, либеральное и свободное воспитание; в соответствии с той или иной философской концепцией различают гуманистический, прагматический, аксиологический, коллективистский, индивидуалистический и другие типы образования.
Гуманистическое воспитание - это представление о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает общечеловеческий характер отношений между участниками педагогического взаимодействия [30].
Физическое воспитание-воспитание, направленное на физическое развитие человека, формирование двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.
Психическое воспитание - это воспитание, направленное на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и самого себя, формирование культуры воспитательной работы.
Нравственное воспитание - это воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответствующее формирование морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения личности.
Трудовое воспитание-это воспитание, которое предполагает социальную и профессиональную адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестность, трудолюбие, ответственность), формирование положительного отношения к работе и миру профессий, создание благоприятных условий для жизни. за профессиональное самоопределение личности.
Под образованием в школьном историческом образовании мы подразумеваем целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся во время их школьной и внешкольной деятельности, обеспечивающее осознанное восприятие ценностей культуры людей прошлого с целью социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и реализации своих целей, самость личности, ее продуктивное участие в социальном развитии [17].
В педагогической литературе принято включать в структуру любого образовательного процесса три основных компонента.
Знание - это (когнитивный) компонент. Именно история целостно и многомерно раскрывает культурно-исторический опыт человечества. Следовательно, при изучении прошлого можно воссоздать исторические образы людей, их жизненные ценности, мысли, стремления, поступки, заложить основы знаний об эволюции морали, духовных и нравственных ценностях разных народов, живших разные времена
Ценностный (аксиологический) компонент. Включает восприятие и усвоение (усвоение) учащимися духовных достижений человечества, которые могут стать их личными жизненными ориентирами. История содержит множество примеров эгоизма и самопожертвования, предательства и верности, трусости и героизма, небрежности и справедливости и так далее. Для формирования ориентиров учащихся важно развивать независимость своих суждений, способность оценивать деятельность с точки зрения общечеловеческих и социально значимых ценностей своего народа.
Практическая составляющая. Включает в себя воспитание личности в процессе ее собственных действий. В преподавании истории и общественных наук это чаще всего связано с созданием условных ситуаций, в которых учащиеся высказывают суждения, принимают решения, совершают действия от имени людей прошлого, а также при выполнении коллективных и коллективных работ.
Преимущества и характеристики образовательного влияния истории и социальных наук заключаются, во-первых, в том, что оно основано на реальных и конкретных фактах и событиях, обладающих особой убедительной силой; во-вторых, содержание предмета позволяет оценивать факты, имеющие образовательное значение [7].
Рассмотрим возможности использования исторического содержания для решения актуальных проблем образования в современном мире.
В структуре исторического содержания образования ведущее место занимают социально-политические вопросы, в том числе информация об отношениях социальных групп и различных общественно-политических движениях. Это дает учителю широкие возможности для развития гражданских качеств личности учащегося.
Сегодня главная задача российской системы образования-воспитание у школьников российской гражданской идентичности, чувства патриотизма и толерантности. Это будет способствовать межэтническому взаимодействию, преодолению ультранационализма и религиозного экстремизма в условиях глобализации [22].
Под гражданством понимается совокупность характеристик личности, включая осознание и внутреннее принятие прав и обязанностей по отношению к обществу, способность защищать свои права, сочетать личные и общественные интересы, уважение ценностей гражданского общества и верховенства права, готовность и готовность действовать для их достижения, нетерпимость ко всем формам произвола и насилия, чувство обязанности. Содержательной основой гражданского воспитания является знание традиций борьбы за свободу и права личности, примеров служения обществу, своему народу. Например, при изучении истории и социологии общественных движений в России проблемы гражданского самоопределения русской интеллигенции в XIX в.
История школы транслирует культурные и исторические ценности, созданные и накопленные предыдущими поколениями россиян. Они являются источником формирования российской гражданской идентичности. Ярким примером, иллюстрирующим эту позицию, является тема Смутного времени на уроке истории и обществознания России в 7 классе. В историко-культурном стандарте как одном из базовых государственных документов в области исторического образования складывание национальной идентичности связано с процессом развития российской культуры и формирования единого культурного пространства. Исторические и культурные ценности осваиваются через социально-культурный опыт школьников, приобретенный в результате обучения и социализации
Следует отметить, что школа не может эффективно работать в заявленном направлении в отрыве от других социальных, политических, экономических и других социальных институтов. В противном случае получается система мероприятий формального характера, что часто и происходит. Требовать от школы воспитания гражданина, не создавая общего фона в обществе, в том числе в СМИ, окружающей жизни, семье, бессмысленно. Школа имеет большой потенциал для объединения усилий различных социальных групп, но только при наличии реальной системы социального партнерства в образовании [26].
Патриотическое воспитание во все времена было основным направлением в формировании ценностных ориентиров личности. Патриотизм, любовь к Родине, включает в себя чувство привязанности к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к своей культуре и языку, традициям и историческому прошлому своей страны; переживание духовной связи с этим прошлым; преданность своему Отечеству. народ; верность Родине, боль за ее проблемы и гордость за ее достижения; желание посвятить свои силы своему процветанию, защите своей свободы и независимости.