Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание играет важную роль в развитии личности, в ее общем становлении. Уже в древности сложилось представление об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом, в частности, упоминается в одной из притч Плутарха: «Три раба везут тачку с камнями. Философ задает каждому из них один и тот же вопрос: «Зачем вы несете эти тяжелые камни? Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй сказал: «Я зарабатываю на жизнь тачкой». Третий сказал: «Я строю прекрасный храм.»
Видеть в труде творческое начало красоты - значит создавать красоту и в соответствии с ней преобразовывать окружающий мир.
Влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека исключительно велико и многообразно. Прежде всего, она выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, мнений и убеждений.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна воздействовать на этическую сторону души, а поскольку она обладает таким свойством, то ее следует включить в воспитание молодежи. Отмечая этот аспект воздействия искусства на личность, А. М. Горький называл эстетику этикой будущего.
Искусство, и в особенности литература, есть могучее средство духовного возвышения человека. «Чем больше я читаю, — писал А. М. Горький, — тем ближе книги приближают меня к миру, тем ярче и осмысленнее становится для меня жизнь». И. А. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни более широкого понимания. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать красоту и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».
Многие педагоги, деятели культуры, писатели (Б. М. Неменский Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко,) утверждают, что особенно важно формировать личность и эстетическую культуру в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Ощущение красоты природы, окружающих людей создают у ребенка особые эмоционально-психические состояния, обостряют любознательность, развивают мышление, память, внимание и силу воли.
Приобщая школьников к богатейшему опыту человечества, можно воспитать высоконравственного, разностороннего и современного человека. Это предположение определило тему курсовой работы.
Актуальность данной темы выражается в том, что эстетическое воспитание является важным аспектом современного воспитания школьников, так как формирует качества всесторонне развитой личности. Задача школы - дать необходимую эстетическую подготовку учащимся, приобщить их к большому миру искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности и развития нравственного совершенства.
Цель исследования: выделить пути и средства эстетического воспитания детей в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания учащихся.
2. Рассмотреть особенности эстетического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе.
3. Определить способы эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы
Объект исследования - эстетическое воспитание
Предмет исследования - деятельность учителя начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии.
В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что эстетическое воспитание будет успешным если:
– эстетическое воспитание систематически используется в предметах художественного круга: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение»;
– если у младших школьников будет соответствующая мотивация.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы, нормативных документов, анкетирование учителей, метод наблюдения, педагогический эксперимент.
Методологическая основа:
· Теория воспитания личности: Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко.
· Теория эстетического воспитания: Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Ю.К. Бабанский.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого – педагогическая сущность эстетического воспитания
Понятие эстетического воспитания связано с понятием эстетики, которая определяется как наука о красоте. Значение слова «эстетический» уходит своими корнями в древнегреческий язык. От греческого эстетика – чувство, чувство, исходя из этого, эстетическое воспитание означает процесс формирования чувств в области прекрасного. Красота в эстетике связана с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать красоту.
На современном этапе возросло внимание к проблеме эстетического воспитания, как к средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности. Научиться видеть красоту вокруг себя, в окружающем мире все реализуется и осуществляется через эстетическое воспитание. Б. М. Неменский выделял особенности эстетического воспитания для эффективного воздействия системы эстетического воспитания на ребенка: «Система эстетического воспитания должна быть унифицированной, объединяющей все предметы, всю внеурочную деятельность, всю социальную жизнь учащегося, где каждый предмет, каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в формировании эстетической культуры и личности школьника. [14]
Идея эстетического воспитания зародилась еще в древности. Сущность, задачи, цели эстетического воспитания складывались на протяжении тысячелетий. Эти изменения связаны с развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. На современном этапе проблема эстетического воспитания, формирования эстетической культуры, развития личности является одной из важных задач общества. Проблема эстетического воспитания личности возникает в школе.
Что такое эстетическое воспитание? Существует множество определений «эстетического воспитания». Русский и советский педагог Валентина Николаевна Шацкая дает следующую формулировку эстетического воспитания: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание умения воспринимать, чувствовать и понимать, и правильно оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. [7]
В кратком словаре эстетики эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на развитие и совершенствование способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В этих определениях эстетическое воспитание должно развиваться и укрепляться в способности человека воспринимать красоту в искусстве и в жизни, понимать ее и правильно ее оценивать.
Б. Т. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников» использует определение, данное К. Марксом «Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования активной творческой личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое», комическое, безобразное в жизни, в искусстве, чтобы жить и творить «по законам красоты», эстетическое развитие ребенка. [13]
Рассмотрев некоторые определения «эстетического воспитания», выделяем его сущность.
1. Это процесс целенаправленного воздействия;
2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её;
3. Это формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Исходя из понимания сущности эстетического воспитания, различны и подходы к его целям. В. Н. Шацкая определяет цель эстетического воспитания: «Оно служит формированию у учащихся способности к активному эстетическому отношению к произведениям искусства, а также стимулирует их возможное участие в создании прекрасного в искусстве, труде». Важное место автор отводит искусству. [14]
Л. П. Печко цель эстетического воспитания видит в «активизации способности к творческому труду, к достижению высокой степени совершенства в результатах своего труда, как духовного, так и физического». Главное – воспитывать, развивать способности, позволяющие быть творцом эстетических ценностей.
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет знания об окружающем мире, природе. Творческая деятельность способствует развитию психических процессов, организованности, дисциплинированности. Более полно и точно цель эстетического воспитания отразил М. М. Рукавицын «Конечная цель — гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий способностью к труду, стремлением к творчеству, пониманием красота жизни и красота искусства» [8]
Цель не может рассматриваться без задач. Педагоги выделяют три основные задачи эстетического воспитания:
1. Формирование эстетических знаний, впечатлений, без них не может быть интереса к эстетическим предметам и явлениям. Благодаря этому заданию будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт школьников.
2. Формирование социально-психологических качеств человека, они дают возможность переживать и эмоционально оценивать предметы и эстетические явления. Эти способности развиваются на основе ранее полученных знаний.
3. Формирование творческих способностей у школьников. Необходимо развивать качества, потребности и способности учащегося, которые мешают ему из пассивного слушателя стать активным творцом эстетических ценностей.
А. В. Луначарский говорил, что человек целостно познает, понимает красоту, когда сам участвует в ее создании.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Власенко, О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2020. - 638 c.
2.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 2000. - 313с.
3.Волчегорская, Евгения Личностно ориентированное эстетическое воспитание младших школьников / Евгения Волчегорская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 364 c.
4.Воспитание младших школьников. /Под ред. Грекова В.А. - М.: Академия, 2000. - 218с.
5.Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 126с.
6.Галанжина, Елена Нравственно-эстетическое воспитание / Елена Галанжина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 348 c.
7.Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: Сов. художник; Издание 2-е, доп., 2012. - 335 c.
8.Идеи эстетического воспитания (комплект из 2 книг). - Москва: Высшая школа, 2020. - 778 c.
9.Идеи эстетического воспитания (комплект из 2 книг). - Москва: РГГУ, 2016. - 778 c.
10.Кудина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Знание, 1988. - 79с.
11.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: /Учеб. пособие по спец. курсу для пед. ин-тов./. М.: Просвещение, 1985. - 175с.
12.Микляева, Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 379 c.
13.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 456с.
14.Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 236с.
15.Фархшатова, Ирина Нравственно-эстетическое воспитание в творческих коллективах УДОД: моногр. / Ирина Фархшатова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 104 c.
16.Шулева Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка //Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - 36. - С. 8-11.
17. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Пед. общество России, 2000. - 128.