Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы охраны здоровья и жизни играют важную роль в государственном новом стандарте образования. Введен новый термин «безопасный образ жизни». Степени внедрения безопасного образа жизни в жизнь учащихся, от выполнения правил до формирования установок и ценностей, даны в описании «портрета выпускника» начальной школы.
Безопасный образ жизни – это нормы и правила безопасного поведения, ставшие частью повседневной практики, методы и средства их реализации. Применительно к конкретному человеку рекомендуется использовать следующее определение, согласно которому безопасный образ жизни данного человека представляет собой взвешенную индивидуальную форму поведения человека, основанную на ежедневном выполнении норм и правил безопасности, отражающую его систему здоровья - поддержание ценностей, приоритетов и предпочтений, которые отражают и обеспечивают заботу о здоровье.
В соответствии с п. 19.7 ГОСО программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физических, психических и социальных навыков. здоровье.
К проблеме формирования здорового образа жизни как фактора безопасности жизнедеятельности обращались Н.П. Абаскалова, И.Н. Немкова, О.В. Краснов. Л.Г.Ахметшиной создана областная система профилактики детских дорожно-транспортных происшествий. В. Д. Казаков разработал проблему формирования безопасного типа личности с помощью ситуационно-ролевых игр. И. А. Халиуллин предложил современные методы обучения детей основам безопасности. УН М. Якупов изучал формирование культуры транспортного поведения у детей.
Культура безопасности жизнедеятельности как составляющая содержания образования включает в себя систему знаний, методы работы, ценности, нормы, правила безопасности. Основная функция - формирование и развитие готовности школьников к предупреждению и минимизации вредных и опасных факторов, использованию факторов социальной защиты (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов), С.В. Петров, Ю.А. Л. Воробьев, В. В. Гафнер и другие.
В начальной школе очень мало дидактических часов, посвященных вопросам безопасного образа жизни. Разовые мероприятия, классные часы, изучение отдельных тем по различным научным дисциплинам не решают задачи создания безопасного образа жизни. Нужна целенаправленная и планомерная работа, основой и стержнем которой в начальной школе может и должен стать курс «Окружающий мир». Поэтому разработка педагогических и методических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках «Окружающий мир» весьма актуальна и имеет практическое значение.
Цель исследования – выявить особенности формирования у младших школьников умений безопасного поведения на уроках окружающего мира.
Объектисследования:процесс обучения младших школьников окружающему миру.
Предмет исследования: формирования безопасного образа жизни у младших школьниковнаурокахпопредмету«Окружающиймир».
Гипотеза исследования: формирование безопасного образа жизни умладших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным,если:
– систематизировать и закрепить знания о здоровье, условиях его сохраненияибезопасности;
– выработать умения вести безопасный образ жизни в процессе практическойдеятельности;
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследованиябыли поставлены следующиезадачиисследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью определения сущности понятия «безопасный образ жизни».
2. Выявить уровни сформированности у младших школьников умений безопасного поведения на уроках окружающего мира.
3. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию у младших школьников умений безопасного поведения на уроках окружающего мира.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Теоретико–методологическуюосновусоставилиидеиосущностибезопасногообразажизнивследующихнаправлениях:
- труды о формировании безопасного образа жизни (Л.М. Аллакаева, Э.Н. Вайнер, В.Н. Ирхин,В.А. Магин, Т. Ю. Никифорова, Е. Г. Новолодская, И.Н. Нотфуллин и др.);
- теориисовременныхвоспитательныхсистем(Е.В.Бондаревская,Н.М.Борытко,О.С.Газмани др.).
Методы научного исследования. Теоретические: анализ и обобщениепедагогической, психологической и методической литературы по проблемеисследования;эмпирические:педагогическийэксперимент, анкетирование,наблюдение,методколичественногоикачественногоанализарезультатовисследования.
Экспериментальная база исследования. МАОУ СОШ №6 г. Череповец
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования умений безопасного поведения у младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. Сущностьпонятия«безопасныйобразжизни»
Проблемы воспитания здорового ребенка издавна занимали педагогическую мнение. Первые системы воспитания начинают складываться уже в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Греции и Рима, где зарождаются первые педагогические теории. Древние греки и римляне имели свой взгляд на процесс воспитания здоровых детей и формирование образа жизни, соответствующего государственной политике, было безоговорочным принципом воспитания подрастающее поколение.
Целью спартанской государственной системы воспитания было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных. Государство контролировало воспитание детей в семье с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались. О жизнь и здоровье оставленных детей заботились кормилицы – рабыне, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться тьмы, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В Афинах воспитанию и обучению детей также придавалось большое значение, однако афиняне, придерживавшиеся другой точки зрения, отличающейся от спартанской. Они стремились к гармоничному сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Учебно–методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста /Н.Н. Авдеева,О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина.− М.: Детство–Пресс,2012.−144с.
2. АгаджанянН.А.Резервынашегоорганизма/Н.А.Агаджанян,Т.Ф.Акбашев
//Проблемыпедагогическойвалеологии:сб.науч.трудов.–М.,2014.–345с.
3. Агаджанян,Н.А.Экологиячеловека/Н.А.Агаджанян.–М.,2014.–183 с.
4. Алешина Л.И. Формирование мотивации безопасного образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки/Л.И. Алешина: Диссертацияна соисканиеуч. Степ.Пед.Наук.– Волгоград,2013. – 200с.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев.– Казань:Инфо–М,2014.– 122с.
6. ВасильеваО.С.Исследованиепредставленийобезопасномобразежизни/О.С.Васильева,Е.В.Журавлева//ПсихологическийвестникРГУ.–Ростов–на–Дону,2012. –С.420–429.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир «Начальная школа XXI» Концепция ипрограммы для начальных классов/Н.Ф. Виноградова. –М.: Просвещение,2017.– 130с.
8. Вишневский В.А. Здоровьесбрежение в школе: педагогические стратегии итехнологии: монография/В.А. Вишневский. – М.: Теория и практика физическойкультуры,2012. – 270с.
9. Волошина Л.Н. Формирование готовности и способности младшего школьника к деятельности по охране и укреплению здоровья: Культура физическаяиздоровье/Л.Н.Волошина.–М.,2010.–№ 1.–С.8–13.
10. Давыдова Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед.Наук/Т.Ю.Давыдова. – Тула,2011.−208с.
11. Диканова Е.Г. Подготовка будущего учителя к формированию безопасногообразажизнимладшихшкольниковвусловияхпедагогическогоколледжа/Е.Г. Диканова: Диссертация на соиск. Степени канд. пед. наук. – Волгоград,2012.–182с.
12. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие/В.И. Дубровский. – М.:Флинта,2012.– 230с.
13. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки/В.Г. Запорожченко. –М.:Медицина,2011.– 232с.
14. Здоровьеиобразование:МатериалывторойВсероссийскойнауч.–прак.конференции25–26марта2007/подред.В.В.Колбанова.–СПб.:СПбГУМП,2012.– 166с.
15. Иванова М.Г. Безопасный образ жизни как предмет исследования в психологии/М.Г. Иванова//Психологическая наука и образование. – М., 2016. – С.99 –101.
16. Кетько С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности/ С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. – № 1. – 2010. – с.56–60.
17. КоджаспироваГ.М.Словарьпопедагогике/Г.М.Коджаспирова.–М.:ИКцпМарт,2011.– 445с.
18. КолбановВ.В.Валеология:Основныепонятия,терминыиопределения/В.В.Колбанов.– СПб.:ДЕАМ, 2012. –232с.
19. КолесниковИ.Д.Педагогиказдоровья/И.Д.Колесников.–М.:Педагогика,2010.–288с.
20. Кузнецов В.С. Воспитание безопасного образа жизни на уроках «Окружающего мира» в начальной школе/В.С. Кузнецов. –М.: Изд–во НЦ ЭНАС,2012.– 272с.
21. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования безопасного образа жизнишкольников:Методическоепособие/Н.Н.Куинджи.–М.:АспектПресс,2012.– 139с.
22. ЛисицынЮ.П.Образжизнииздоровьенаселения/Ю.П.Лисицын.–М.:Просвещение,2013.–140с.
23. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – Питер, 2007. – 672с.
24. Манжелей И.В. Педагогические модели развития безопасного образа жизни/И.В. Манжелей// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.– М.–2014.– №4.– С.2–9.
25. Митяева А.Н. Психолого–педагогические условия становления безопасногообраза жизни младших школьникв: Диссертация на соиск. Уч. Степ. Канд.Пед.Наук.– Орел,2013. –209с.
26. Педагогика /Под ред. В.В. Белорусовой и И.Н. Решетень.– М.: Физкультураиспорт,2009.–230с.
27. Педагогика: Учебное пособие для школьников педагогических институтов/ под.ред.Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение,2010. –608с.
28. ПлешаковА.А.Окружающиймир«ШколаРоссии»Концепцияипрограммыдляначальных классов/А.А.Плешаков.–М.:Просвещение,2017.–112 с.
29. ПонедельникС.В.Формированиебезопасногообразажизнимладшегошкольника в системе школьного образования /С.В. Понедельник// Современнаясемья:проблемыиперспективы. –Ростов–на–Дону,2011.–С.132–133.
30. Поташник М.М. Уроки «Окружающего мира», как основа воспитания культурыздоровья/М.М.Поташник.–М.:Просвещение,2014.–№4.–С.22–28.
31. РотенбергР.М.Растиздоровым:Детскаяэнциклопедияздоровья/Р.М.Ротенберг.– М.: Физкультура испорт. –2011.– 592с.
32. РубинштейнС.Я.Овоспитаниипривычекудетей.Учебноепособиедляшкольников.–М.: Институтпрактическойпсихологии,2000.–41с.
33. Савина Ф.К. Педагогические технологии Педагогические системы в школе ивузе: технология и управление: Тезисы докладов/Ф.К. Савина. – Волгоград:2013,ч. 1.– С.3–10.
34. Склянова, Н.А. Современные тенденции развития курса «Основы безопасностижизнедеятельности»/Н.А.Склянова,И.В.Плющ,Н.Н.Шелегин//Сибирскийучитель−2009−№ 4 −С.10–14
35. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. – 567 с.49.СократовН.В.Культураздоровьясосновамибезопасностижизнедеятельности:Учебноепособие/Н.В.Сократов.−Оренбург:ИздательствоОГПУ,2006.− 364с.
36. .СорокинаЛ.Компетентностныйподходвобучениибезопасногообразажизни/ Л. Сорокина // Основы безопасности жизни. – 2011. – №12. – С.13–15.
37. СтуденикинМ.Я.Книгаобезопасномобразежизнидетей.3–еиздание,исправленноеидополненное/М.Я.Студеникин.–М.:Медицина,2011.–240с.