Фрагмент для ознакомления
2
ВВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования. Предмет «География» является школьным предметом мировоззренческого характера. Благодаря географии у обучающихся происходит формирование комплексного целостного представления о Земле как планете людей.
Основной целью географического образования школьников является процесс формирования образованной личности, а именно овладение ими целостной системой географических знаний и умений.
Сегодня география находится не на первом в современной системе образования, но процент сдающих этот предмет в 9 классе достаточно высок, также он является предметом по выбору на ЕГЭ в 11 классе.
Объем знаний и умений, которыми должен владеть как ученик 9-го, так и ученик 11 класса, сделавший выбор экзамена в пользу географии умений, которыми должны владеть учащиеся к моменту сдачи экзаменов очень большой. зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.
Главная задача учителя - правильная подготовка ученика к ГИА. В современной литературе не существует установленных методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки, что говорит об актуальности данной темы.
Объект исследования: наглядные средства обучения на уроках географии.
Предмет исследования: методические рекомендации по применению наглядных средств обучения на уроках физической географии.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть методику применения наглядных средств обучения на уроках физической географии.
Заявленная цель реализуется нами посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- характеристика видов наглядных средств обучения,
- значение применения наглядных средств обучения в курсе физической географии,
-применение наглядных средств обучения в курсе физической географии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Методологическую основу курсовой работы составляют метод наблюдения, сравнения и анализа.
Практическая значимость курсовой работы заключается определением значения наглядных средств на уроках физической географии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Наглядные средства обучения в обучении физической географии
1.1Виды наглядных средств обучения и их характеристика
Наглядные средства обучения в преподавании географии имеют очень большое значение. Их можно разделить на две большие группы:
- основные средства,
- вспомогательные средства.
К основным средствам можно отнести:
Натуральные пособия. К натуральным пособиям, используемым на уроках географии относят:
- природные объекты,
- предметы хозяйственной деятельности, которые изучаются в естественной среде,
- растения или животные, которые могут характеризовать природные зоны материков.
Удобным на уроках считается использование коллекций в качестве раздаточного материала. Так, при рассказе ученика о том, как образуется торф, можно показывать соответствующую этому коллекцию.
Для определения флоры того или иного материка, применяют гербарии двух типов:
- гербарии, где растения собраны без привязки к их размещению по планете,
-гербарии, где растения сгруппированы по природным зонам.
Использование натуральных объектов сближает теорию с реальной жизнью.
Изобразительные пособия также находят применение на уроках географии, среди них различают:
- муляжи,
- модели,
- таблицы,
- учебные иллюстрации,
- карты,
- репродукции картин,
- портреты ученых.
Картины на уроке географии могут применяться:
- как демонстрационные картины большого формата;
- как иллюстративный материал, имеющий групповое или индивидуальное пользование в альбомах сюжетных картинок;
- как рисунки в учебниках [3, с.56].
Географические картины, которые могут использоваться на уроках физической географии – это нарисованные картины, фотографии, которые изображают географические предметы и явления.
Также к качестве наглядных средств обучения на уроках применяют таблицы.
Таблицы считаются своеобразным переходом от теории к практике. Различают таблицы двух видов:
- печатные,
- рельефные таблицы.
К рельефным таблицам относят красочные изображения предметов в виде барельефов из пластика, где выделен контур географического объекта.
Эффективными могут быть экспозиции плакатного типа:
- цитаты,
- цифры,
- формулировки.
Самым эффективным на уроках географии, конечно, является применение карт различного содержания.
На уроках физической географии, как и на уроках биологии используют карты:
- зоогеографические карты,
- карты растительности,
- карты охраняемых территорий,
- экологические карты региона.
Применение карт необходимо:
- с целью ознакомления учащихся с распространением определенных объектов,
- для изучения вопросов охраны природы.
Модель - это уменьшенное изображение натурального объекта. Модели могут быть динамические и статистические. Модели на уроках географии активизируют познавательную деятельность школьников, например, составление схемы движения воздушных масс можно показать с помощью модели на магнитной доске.
Самая известная модель в географии – глобус, который относится не только к этой группе наглядных средств обучения, но и является Наиболее известной моделью в системе средств обучения географии является картографическим средством обучения. Глобус как модель земного шара формирует представление:
- о форме Земли,
- о положении земной оси.
Также глобус может найти применение при объяснении формирования приливов и отливов, изучении географического положения объектов и многих других вопросов.
В обучении географии необходимо использовать модели приборов:
- термометр,
- компас,
-флюгер,
- барометр. [5, с.89].
Находят применение на уроках физической географии структурно-логические схемы. Различают несколько видов структурно-логических схем:
- «следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь (Рисунок 1);
Рисунок 1- Пример структурно-логической схемы по типу «следствие»
- «циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи (Рисунок 2) ;
Рисунок 2- Пример структурно-логической схемы по типу «циклическая»
- «образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений (рисунок 3).
Рисунок 3 - Пример структурно-логической схемы по типу «образно-наглядная»
Образно-наглядная структурно-логическая схема является наиболее важным видом схем, сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Логико-смысловые модели способствуют решению следующих задач:
- логическое выстраивание материала,
- выделение причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития;
- соединение вербального и визуального каналов информации, что способствует повышению усвояемости материала.
Использование структурно-логических схем на уроках географии помогает сократить время обучения при одном и том же качестве знаний:
- происходит повышение качества знаний,
- увеличивается сумма информации, которую можно изучить в течение урока [12, с.98].
Структурно-логические схемы на уроках географии могут показывать:
- структуру чего–либо,
- изображения природных процессов,
- круговорота веществ в природе.
С целью обобщения большого комплексного материала в географии используются таблицы. В таких таблицах можно видеть самые разные сведения:
- о природных компонентах,
- о формах рельефа,
- о климате и климатообразующих факторов,
- о полезных ископаемых,
- о географических поясах и природных зонах.
Графиком называют графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. В физической географии графики применяют при изучении рельефа земной поверхности (Рисунок 4).
График может применяться:
- для показа нескольких явлений одновременно,
- для лучшей наглядности вместе с рисунком.
Достоинства графика не только в наглядности, но и в простоте определения функций по значениям аргумента.
Рисунок 4- Пример графика
Графики могут отражать изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Графики применяют также для иллюстрирования характерные особенностей таких показателей, как:
- структура,
- взаимосвязи,
- динамика каких-либо явлений,
- качественный анализ изучаемых процессов и явлений,
- выявление общих закономерностей и тенденций,
- отражение результатов анализа и обобщения сведений.
Диаграммы также находят применение среди наглядных средств обучения в школьном курсе географии [5, с.90].
Диаграммы можно подразделить на следующие виды:
- столбиковые,
- кубические,
- квадратные,
- круговые,
- кольцевые,
- фигурные.
Столбиковые диаграммы используют при изучении климата (количество осадков) (рисунок 5).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова М. М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках. М.: Буки-Веди, 2014.- 234 с.
2. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб: Астар-пресс, 2012.- 156 с.
3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М: Наука, 2012.- 78 с.
4. Ильин М.А. Классификация наглядных средств обучения на уроках георафии.- М.: Педагогика, 2017.- 165 с.
5. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001
6. Открытый банк заданий ЕГЭ, ОГЭ http://www.fipi.
7. Подготовка к ОГЭ в 2015 году. География. Тематические работы для 8-9 классов/ Т.С. Кузнецова. Московский центр непрерывного математического образования, 2015.- 123 с.
8. Пособие География: ГИА: Учебно-справочные материалы. Серия «Итоговый контроль: ГИА». Кузнецова Т.С. М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 234 с.
9. Пособие География: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы. Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ». Кузнецова Т.С. М.; СПб.: Просвещение, 2011.
10. Примерные программы по географии Федерального компонента Федерального государственного образовательного стандарта (2004 г.) / «Дрофа», «Просвещение», 2011. – 165 с.
11. . Учебное пособие «В помощь выпускнику. ОГЭ. География. Справочник с комментариями ведущих экспертов». Серия: «В помощь выпускнику». Автор: Кузнецова Т.С., Издательство Просвещение, Москва-Санкт-Петербург, 2019 .- 265 с.
12. https://edu.gov.ru Министерство Просвещения Российской Федерации
13. http://edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
14. http://fgosreestr.ru/