Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории искусства у младших подростков в детской художественной школе 6
1.1. Содержание понятия «познавательный интерес». Специфика познавательного интереса у младших подростков 6
1.2. Особенности преподавания истории искусства в детской художественной школе 9
1.3. Виды и особенности проектной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса к истории искусства у младших подростков 18
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня познавательного интереса к истории искусства у младших подростков, обучающихся в детской художественной школе 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня познавательного развития интереса к истории искусства у детей, обучающихся в детской художественной школе 21
2.3. Серия занятий, направленных на развитие познавательного интереса к истории искусства у обучающихся детской художественной школы 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ритм ХХI века, его нравы и настроения отодвинули искусство на вторые, а зачастую, и третьи роли в жизни современного подростка. Формирование духовного мира ребенка особо остро стоит в настоящее время. На протяжении многих веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. Художественная школа может стать очагом культуры, тем местом, где ребенку расскажут о другом мире, полном красоты, гармонии – мире искусства. В Стратегии модернизации Российского образования в числе важнейших задач называется улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, отмечено, что необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы [25]. Не смотря на то, что работа художественной школы не ограничена Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), она является дополнением и продолжением школьной образовательной программы, а значит, должна протекать согласованно с ней. Развитие познавательного интереса подростков к истории искусства в художественной школе можно проводить с помощью привычных для детей методов, например, используя проектную технологию. Именно проектная технология является апробированным инструментом формирования метапредметных результатов по ФГОС в общеобразовательной школе, а значит, позитивный опыт ее использования можно перенять и педагогам детской художественной школы [27].
Таким образом, целью данного исследования является развитие познавательного интереса к истории искусства у обучающихся детской художественной школы посредством индивидуальной проектной деятельности.
Объектом исследования ставим процесс развития познавательного интереса.
Предметом данного исследования является развитие познавательного интереса к истории искусства у обучающихся детской художественной школы посредством индивидуальной проектной деятельности.
Согласно цели работы, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) раскрыть содержание понятия «познавательный интерес», выявить специфику познавательного интереса у младших подростков;
2) изучить особенности преподавания истории искусства в детской художественной школе;
3) описать виды и особенности проектной деятельности;
4) организовать и провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня познавательного интереса к истории искусства у младших подростков, обучающихся в детской художественной школе;
5) проанализировать результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня познавательного развития интереса к истории искусства у детей, обучающихся в детской художественной школе;
6) провести серию занятий, направленных на развитие познавательного интереса к истории искусства у обучающихся детской художественной школы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена теорией детского развития Д.Б. Эльконина [32], исследовательскими данными в области познавательного интереса подростков Г.И. Щукиной [31], Н.Г. Морозовой [18], а так же теорией проектной деятельности Т.М. Тюлю [26], Н.Ю. Пахомовой [21], Е.С. Полат [22].
Методы исследования: теоретического характера – изучение научной психолого-педагогической и законодательной литературы; эмпирического характера – констатирующий и формирующий эксперимент, методы описательной математической статистики.
База исследования: МБОУ ДОД Новоангарская ДХШ.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории искусства у младших подростков в детской художественной школе
1.1. Содержание понятия «познавательный интерес». Специфика познавательного интереса у младших подростков
Д.Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны или региона проживания и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет) [32, стр. 221].
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет). По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков [23].
Проблема познавательного развития исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки ведущих психологов и педагогов отечественной и зарубежной школы - А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, М.Е. Богоявленской, Л.С. Выготского, изучением познавательного развития детей занимаются Э.И. Бахтеева, Е.А. Меньшикова, Д.А. Моловичко, В.В. Щетинина, В.С. Юркевич [23].
В педагогике «познание» - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее [17, стр. 321]. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Ермизина Ю.А. в своем исследовании писала, что «познавательное развитие - это инициативное, действенное отношение детей к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [10].
Развитие психики подростка характеризуется повышенной эмоциональностью, возбудимостью, импульсивностью и резкими перепадами настроения. На данном этапе учеба перестает быть основной и главной задачей подростка. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Поэтому важной задачей преподавателей на этом этапе становится стимулирование, поддержка и развитие познавательной активности подростков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Александрова Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка. Автореф. канд. пед. наук. М., 2008. [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84.pdf
2) Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы: ученые записки Ленинградского гос. Ун-та. — Л. - 1959. – С. 20-27.
3) Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. — М. - 1986. - Известия АПН РСФСР. - вып. 36. - 1951. – С. 13-16.
4) Бритова Н.В. Эгейское искусство. М.: Сфера. – 2014. – 50 с.
5) Ванюкова Д.В. Древний Египет эпохи Среднего царства: искусство и мировоззрение. – 2008. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/drevniy-egipet-epohi-srednego-tsarstva-iskusstvo-i-mirovozzrenie
6) Виды универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/145363
7) Византийская империя и ее искусство. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://medium.com/@danamarkova/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-6-763e9838776a
8) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Кн.2. - М.: Просвещение. - 2014. - 400 с.
9) Гладко М.Е. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez
10) Ермизина Ю.А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1107-1113. — [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29369/
11) Ермилова О.В. Эстетическое воспитание подростков. – 2018. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school4-sakha.ucoz.com/ermilova/ehsteticheskoe_vospitanie_podrostkov-kopija.pdf
12) Искусство варварских королевств: общая характеристика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.ru/12_68299_iskusstvo-varvarskih-korolevstv-obshchaya-harakteristika.html
13) Искусство Древнего Египта. Искусство среднего царства. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://egyptopedia.info/i/716-kultura-srednego-tsarstva
14) Искусство Киевской Руси. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st017.shtml
15) Кашина Е.А. Рабочая программа по учебному предмету ПО.2, УП.02 История изобразительного искусства. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/Istoriya_iskusstv_FGT%20(1).pdf
16) Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз-Ефрон. - 2016. - 43 с.
17) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ». - 2005. - 662 с.
18) Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание. - 2010. – 60 с.
19) Необычные и красивые картины от Дарона Мурадян. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.pinterest.com/pin/319966748496256154/
20) Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект / Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. М.: Эгвес. - 2004. - 119 с.
21) Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность. Вестник МГОУ, 2010. № 2. С.57-63. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vestnik-mgou.ru/Articles/D/2079
22) Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия. - 2010. - 200 с.
23) Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-interesov-podrostkov-s-uchyotom-gendernyh-osobennostey
24) Скотникова С.С. Формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения. – 2013. – Социальная сеть работников образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/25/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie
25) Стратегия модернизации содержания общего образования. – М. – 2001. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.1060.ru/upload/fm/pinskiy/strateg.pdf
26) Тюлю Г.М., Старшинов В.Н. Проектная деятельность как условие интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности студентов в образовательном процессе ВУЗа. Вестник КГУ, 2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-uslovie-integratsii-nauchno-issledovatelskoy-i-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse
27) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf
28) Флорентийское искусство. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://art-pedia.ru/florentiiskoe_iskusstvo-4644.html
29) Червякова О.В. Искусство первобытного человека. Первые художники Земли. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/mhk-tema-uroka-iskusstvo-pervobitnogo-cheloveka-pervie-hudozhniki-zemli-tehnologicheskaya-karta-uroka-prezentaciya-cor-1123719.html
30) Чугунова К.А., Якунина Е.В. Познавательный интерес в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 963-965. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/132/37143/
31) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности. М.:Омега-Л. – 1995. - 356 с.
32) Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М.: Тривола. – 2017. – 395 с.
33) Энциклопедия для детей. Искусство. М.: Аванта +. – 2014. – 650 с.
34) Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – М.: Просвещение. – 2016. – 580 с.