Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил новые цели современного образования. Среди них выделим развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно . Стоит отметить, что данное умение напрямую связано с умением читать, то есть быть компетентным читателем. В настоящих условиях читательская компетентность провозглашается целью начального литературного образования.
В современном мире, в ситуации постоянно растущего потока информации и изменения способов ее освоения, чтение по-прежнему остается для человека универсальным инструментом познания и развития. Культура чтения текстов разной природы сегодня рассматривается не только как основа информационной культуры личности, но и как важное условие для профессионального и личностного развития человека, установления его диалога с миром.
Вопросы чтения прямо или косвенно являются предметом изучения различных наук и прикладных дисциплин, в частности философии, социологии, педагогики, библиотековедения, культурологии и других.
Сам процесс овладения чтением нелегкий, но трудности возникают не только в том, чтобы научить ребенка читать, но и в том, чтобы сам процесс чтения ему понравился и полюбился. Поначалу детям нравиться сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать и читать, чтобы росла техника, чтения, у многих детей младшего школьного возраста пропадает интерес к книге и самому процессу чтения, т.к. он начинает быть больше принудительным, чем естественным.
Читательская компетентность рассматривается в разных аспектах: общекультурном (Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др.; PISA), психологическом (Е.Л. Гончарова), педагогическом (Примерные программы по литературному чтению, М.Ю. Алексеева и Е.И. Матвеева).
Формированию читательской компетенции младших школьников способствуют разнообразные средства и методы, и в том числе интеграция предмета литературного чтения и изобразительного искусства.
Интеграция в обучении младших школьников является актуальным вопросом в педагогике. К вопросам взаимосвязи литературы и других видов искусства (изобразительное, музыка, кинематограф) в разное время и с разных сторон обращалось не одно поколение ученых. В настоящее время с расширением подходов, усложнением задач образования вопросы интеграции приобрели особую актуальность. Главную цель учитель начальных классов должен видеть в расширении кругозора младших школьников и приобщении их к достижениям мировой художественной культуры.
Цель данного исследования: изучение вопросов формирования читательской компетенции младших школьников посредством технологии разных видов искусства.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
• Проанализировать проблему формирования читательской компетенции младших школьников в психологопедагогической литературе;
• Рассмотреть технику разных видов искусств (литературы и изо) в формировании читательской компетенции младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования читательских компетенций младших школьников.
Предмет исследования: интеграция изо и литературного чтения для формирования читательских компетенций у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические и методические основы формирования читательской компетенции
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст — это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность, которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.
Под младшим школьным возрастом понимается возраст детей от 7 до 11 лет. Этот возраст считается относительно стабильным, и именно в этот период взросления ребенка происходит физиологическое становление.
Также под «младшим школьным возрастом», принято понимать возрастной период, характеризующийся образованием нового вида деятельности - учебной деятельности, а также перечнем психических новообразований, отображающими внутреннее состояние, ценностное отношение, занимаемую социальною позицию младшего школьника, а также умением получать знания.
В исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др., подробно проанализированы особенности, характеризующие младший школьный возраст. Исследователи отмечают следующие основные характеристики данного возрастного периода :
Социальная ситуация развития младшего школьника. Под социальной ситуацией исследователи понимают систему взаимоотношений, которая выстраивается во время организации совместной деятельности с окружающими людьми. Для детей младшего школьного возраста социальная ситуация и участие в ней играет важную роль в процессе их психического развития. Валено отметить, что социальная ситуация младших школьников во многом связана с процессом обучения в образовательном учреждении. Младший школьник приобретает новые социальные роли - ученик, друг, товарищ и т.д. Также происходит формирование новых интересов, ценностей, жизненных позиций. Дети приобщаются к новому режиму дня, учатся самостоятельно решать поставленные задачи, распределять личное время, выполнять социально-значимые обязанности, при выполнении которых получают социальное одобрение .
Ведущий вид деятельности. Ведущим видом деятельности в младшем шкальном возрасте выступает - учебная деятельность, которая имеет ряд следующих характеристик - обязательность, целенаправленность, систематичность, социальную значимость. Также учебная деятельность имеет важное значение в психическом развитии младшего школьника. Так, во время обучения, организованного педагогом, у младших школьников формируется система правил и способов организации образовательной деятельности, которые способствуют познавательному развитию. Исследователи отмечают, что учебная деятельность для младшего школьника на первоначальном этапе не является ведущей и значимой, цели обучения не осознаются как личные. Педагогу, организующему профессиональна то деятельность с младшими школьниками, необходимо приложить большое количество усилий для формирования учебной мотивации, учебных действий, при помощи которых будет усваиваться новый и сложный учебный материал, развития навыков обучения и т.д.
Психические новообразования. Под новообразованиями следует понимать вновь сформированные личностные качества, которые соответствуют определенному возрастному периоду. Среди основных новообразований в младшем школьном возрасте выступают: во-первых, произвольность психических явлений, которая характеризуется способностью включаться в организованную педагогом деятельность, абстрагирование от внешних раздражителей окружающей среды, а также придерживаться правилам и нормам поведения в коллективе сверстников, умение работать по образцу. Во-вторых, внутренний план действий,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, М. С. Развитие читательской компетенции младших школьников как фактор здоровьесбережения / М. С. Абрамова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2022. – № 2. – С. 8-11.
2. Агафонова, Г. Н. Развитие читательской компетенции младших школьников / Г. Н. Агафонова, В. А. Сотникова, В. В. Малюкина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сборник трудов Семнадцатой международной научно-практической конференции, Белгород, 18 февраля 2019 года. – Белгород: ООО ГиК, 2019. – С. 83-87.
3. Ботарева, О. Г. Технология формирования читательской функциональной грамотности младших школьников / О. Г. Ботарева // Детский сад, школа, вуз: психолого-педагогическое сопровождение развития личности : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 90-летию ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова", Ульяновск, 12 апреля 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. – С. 35-39.
4. Волков, Б. С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. Волкова. – М. : Владос, 2019
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2021
6. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Электронный ресурс] : пособие для учителя / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ metod/dubrovina/index.html
7. Зись А.Я. Виды искусства / А.Я. Зись. – М.: Знание, 2019
8. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2021
9. Лугина, А. А. Теоретические аспекты формирования читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения / А. А. Лугина, С. Д. Томилова // Филологическое образование в период детства. – 2019. – № 26. – С. 154-160.
10. Магомедова, З. З. Современные педагогические технологии формирования читательской грамотности у младших школьников / З. З. Магомедова, З. М. Миназова, С. З. Закарьяева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-2. – С. 419-422.
11. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева и [и др.]; под редакцией Т.И. Зиновьевой. М.: Юрайт, 2019, 255 с.
12. Минюрова, С. А. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии. – Екатеринбург, 2019
13. Ткаченко, И. Н. повышение читательской компетенции младших школьников / И. Н. Ткаченко // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах, Курск, 10–11 декабря 2019 года. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 247-249.
14. Ушинский К.Д. Избранные труды в 4 книгах. Книга 1: проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – М.: ДРОФА, 2020
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019
16. Хмель, М. А. Пути формирования читательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельности / М. А. Хмель // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 2. – С. 180-183.
17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. — М. : Владос, 2020
18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2020.