Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Понятие личности начало формиро-ваться еще в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую носил актер старого театра, затем самого актера и его роль в спектак-ле. Термин «личность» позже стал обозначать реальную роль человека в об-щественной жизни.
Акцент на целостном подходе к психологическому исследованию челове-ческой личности давно представляет интерес для философов. Его теоретическое развитие характерно для ряда российских психологов: С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова; А.В. Петровского, А.Г. Ковалева, Е.В. Шорохова, И.М. Парлей, В.Н. Мясищева, К.Л. Абульханова, Б.В. Зейгарник, Д.Н. Узнад-зе, Б.С. Братусь.
Проблемой личности занимались и такие психологи, как: Бодалёв Л.А., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зинченко В.П., Кон И.С., Лазурский А.Ф., Мерлин В.С., Платонов К.К., Рейнвальд Н.И., Рубцов В.В., Фельдштейн Д.И., Шкуратова И.П., Ядов В.А.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие личности и ее сущность
Человек является результатом биологической и исторической эволюции. Человека называют субъектом социального развития, субъектом деятельности. Субъект - это человек как активный носитель принципа, который позволяет рассматривать его как социальное существо, способное к самостоятельным действиям, имеющим значение для человечества. Человек называется индиви-дуумом, когда о нем говорят как о биологическом существе вида (разумном человеке). Индивид - это отдельная личность, индивид, принадлежащий к чело-веческой расе, каждый человек как представитель человеческой расы [12].
Как высшее творение природы в известной нам части вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он меняется, он разви-вается. В процессе развития он становится человеком, который полностью от-вечает за свои действия.
Для педагогики важно прояснить само понятие «личность». Какое отно-шение это понятие имеет к понятию «человек»? Термин «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые индивид приобрел в течение своей жизни, проявляя их в различных формах деятельности и поведения. Это поня-тие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек - это личность? Очевидно, что нет. Человек в племенном строе не был лично-стью, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытно-го коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не приобрели не-обходимой самостоятельности. Человек, который сошел с ума, не является личностью. Человеческий ребенок - это еще не личность. Он обладает опреде-ленным набором биологических характеристик и характеристик, но до опреде-ленного периода жизни лишен каких-либо признаков социального порядка. Следовательно, он не может совершать действия, движимые чувством социаль-ной ответственности [3].
Личность - это социальное свойство человека, это тот, кто способен к са-мостоятельной (соответствующей культуре) общественно полезной деятельно-сти. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние качества, зало-женные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, у него дуализм, как и у всего в природе: биологического и социального.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и своего места в нем. Такое определение личности было дано в свое время Гегелем. И в современной педа-гогике наиболее удачным является следующее определение: личность - это ав-тономная самоорганизующаяся система, социальная сущность человека.
Известный философ В.П. Тугаринов выделил основные черты личности 1. разумность, 2. ответственность, 3. свобода, 4. личное достоинство, 5. инди-видуальность.
Личность - это социальный облик человека как субъекта социальных от-ношений и действий, отражающий совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Хорошо известно, что каждый человек может выступать во многих ролях одновременно. Выполняя все эти роли, он развивает соответ-ствующие черты характера, модели поведения, формы реагирования, идеи, убеждения, интересы, склонности и т. д., которые в совокупности образуют то, что мы называем личностью [16].
Термин «личность» используется для характеристики универсальных ка-честв и способностей, присущих всем людям. Эта концепция подчеркивает су-ществование такого особого исторически развивающегося сообщества, как че-ловеческая раса, человечества, которое отличается от всех других материаль-ных систем только присущим ему образом жизни.
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала узнать его во всех отношениях», - так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучение природы ребенка. Пе-дагогика должна иметь научное понимание личности студента, поскольку сту-дент является одновременно субъектом и субъективной стороной педагогиче-ского процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке существуют различные понятия: человек, ин-дивид, индивидуальность, личностный состав.
1.2 Сущность понятия «свойства личности»
Каждый человек в процессе своего развития приобретает индивидуаль-ные личностные качества, которые составляют его структуру и отличают чело-века от других. Каждый человек обладает оригинальным набором таких ка-честв, поскольку каждый по-разному реагирует на внешние и внутренние фак-торы, влияние которых способствует формированию личности.
Эмоциональность - это свойство личности, всем известно, насколько по-средственно дети проявляют свои чувства, но по мере взросления картина ме-няется, личность приобретает индивидуальные черты. Кто-то учится маскиро-вать или имитировать истинные чувства, кто-то становится более эмоционально устойчивым, а кто-то не может с этим справиться, часто становясь жертвой нервного срыва. Черты личности, которые описывают его эмоциональную сто-рону, включают:
- Возбудимость. Он отражает готовность реагировать на психологические раздражители, отвечает за формирование ранимости, чувствительности.
- Глубина переживания.
- Эмоциональная ригидность и лабильность - стабильность и подвиж-ность. Эти характеристики отражают способность человека испытывать чув-ства после исчезновения стимула (ригидность) и способность быстро адаптиро-ваться к меняющейся ситуации (лабильность).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
2.1 Рассмотрение понятия и сущности личности в теориях отечественных психологов
Для российской психологической науки всегда была характерна ориента-ция на глубокий интерес к внутреннему миру человека, к его жизни, к духов-ному измерению его существования.
Теория личности российских психологов - это совокупность идей, разра-ботанных российскими и советскими психологами о том, как формируется лич-ность человека, какие факторы влияют на его развитие и как он взаимодейству-ет с окружающей средой. Личность развивается как единое целое. Только когда человек овладевает определенной формой поведения, только тогда он подни-мает ее на высшую ступень.
Одной из наиболее известных теорий личности, разработанных отече-ственными психологами, является теория личности Л.С. Выготского. Выгот-ский считал, что личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой и зависит от таких факторов, как социальный статус, условия жизни, образование и культура. Также в отечественной психологии теория личности была разработана В. Г. Распутиным, который считал, что личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой и определяется такими факторами, как социальный статус, культура, традиции и образование. Он также разработал концепцию трех типов лично-сти: эгоцентричной, социально ориентированной и идеально ориентированной.
В отечественной психологии также были разработаны теории личности, такие как теория личности А.А. Леонтьева, теория личности Л.С. Семенова и другие.
Все эти теории представляют собой различные подходы к изучению че-ловеческой личности и предлагают различные модели ее развития и функцио-нирования.
Все они отражают особенности национальной культуры и социальной среды, а также разнообразие исследовательских интересов и идей отечествен-ных психологов. В настоящее время в российской психологии широко исполь-зуется множество различных теорий личности, и многие из них интегрированы и интегрированы в более широкую систему понимания человека и его поведе-ния. Некоторые из этих теорий также используются в практической психологии для диагностики и лечения различных психологических проблем и расстройств [4].
Некоторые из наиболее известных теорий личности, разработанных рос-сийскими психологами, включают такие концепции, как:
-Социальный статус и образование как факторы, влияющие на формиро-вание личности человека;
- Общее и особенное в человеке, то есть то, что присуще всем людям как социальному существу и что уникально для каждого человека и определяет его индивидуальность;
- Различные типы личности, такие как эгоцентричный, социально ориен-тированный и идеально ориентированный;
-Личностное развитие на таких этапах, как сенсомоторное, сенсорное и психосоциальное развитие;
- Роль взаимодействия с окружающей средой в формировании личности человека. В общем, развитие личности не ограничено, когда оно духовное, но оно обязательно ограничено по собственному выбору человека, как только речь заходит об удовлетворении потребностей души и, в частности, естествен-ных потребностей. Развитие человека как личности - это культурное развитие.
Отечественные психологи также придерживаются различных подходов к изучению человеческой личности, в том числе психоаналитических, психогене-тических, психологических и психодинамических. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и предлагает различные способы анализа и понимания личности человека.
В настоящее время в российской психологии широко используется мно-жество различных инструментов для изучения личности, таких как личностные анкеты, беседы, наблюдения и эксперименты. Они помогают психологам лучше понять личностные качества человека, его психологические особенности и по-ведение, а также факторы, влияющие на его формирование. Эта информация важна для различных практических целей, таких как диагностика и лечение психических расстройств, психологическое консультирование, личное образо-вание и развитие, а также психологические услуги для различных организаций и учреждений [5].
2.2 Рассмотрение понятия и сущности личности в теориях зарубежных психологов
В зарубежной психологии существует несколько фундаментальных под-ходов к изучению личности. Одним из наиболее распространенных подходов является традиционный психологический подход, который фокусируется на ин-дивидуальных различиях между людьми и их психологическими процессами. В рамках этого подхода часто используются психологические тесты и анкеты для определения различных личностных качеств, таких как эмоциональная стабильность, общительность, интеллект [5].
Другим популярным подходом к изучению личности является подход культурно-исторической психологии, который учитывает влияние социальной среды на формирование личности человека. В рамках этого подхода основное внимание уделяется изучению того, как культура и исторические условия фор-мируют поведение и личность человека. В этом подходе используется метод исторического анализа, который позволяет исследовать взаимосвязь между со-циальными, культурными и историческими факторами и формированием лич-ности человека.
Третий подход к изучению личности - это эволюционный подход, направ-ленный на изучение личности человека с точки зрения его эволюционного раз-вития. Такой подход учитывает тот факт, что личность человека развивается на основе наследственности и эволюционных процессов, которые происходили на протяжении многих тысяч лет.
Четвертый подход - это подход нейропсихологии, который направлен на изучение личности человека с точки зрения ее нейробиологических основ.
В рамках этого подхода методы нейронной визуализации, такие как функциональная сфера, спектральный анализ и другие, используются для изу-чения функционирования нейронных сетей, участвующих в формировании личности.
Пятый подход - это психоаналитический подход, который фокусируется на изучении неизвестных или непроцессуальных аспектов личности, таких как подсознательные мотивы и конфликты. В этом подходе используется широко используемый метод психоанализа, который включает изучение снов, фантазий и других психологических явлений для понимания непроцессуальных аспектов личности.
З. Фрейд считал сексуальное влечение наиболее значимым для человека. Человека, на которого направлено влечение, он называет сексуальным объек-том. Под сексуальной целью Фрейд подразумевал такое действие, к которому человека побуждает влечение. Все это позволило Фрейду отказаться от обы-денных представлений о сексуальности [30].
Гуманистические теории Э. Фромма и К. Хорни. Силы Э. Фромма, соци-ального философа и психоаналитика, были сориентированы на гуманизацию психоанализа.
Э. Фромм хотел увеличить ширину горизонтов психоаналитической тео-рии, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, рели-гиозных и антропологических факторов в формировании личности. Как пишет Э. Фромм, даже если все физиологические потребности человека удовлетворе-ны, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных специфи-ческих потребностей человека. Из животной природы человека должна раз-виться его собственная человеческая природа [31].
Психоаналитическая теория основана на идее, что человеческое поведе-ние активируется энергией в соответствии с законом накопления энергии (то есть оно может переходить из одного состояния в другое, но его количество остается неизменным), а человеческая мотивация полностью основана на энер-гии возбуждения, генерируемой потребностями выражается в форме желаний, их еще называют инстинктами.
Фрейд назвал две основные группы из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. К первой группе относятся основные половые инстинкты. Энергия сек-суальных инстинктов - это определенное количество энергии, которое находит разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа является основой всех проявлений ригидности и агрессии. Он утверждал, что инстинкты подчи-няются принципу энтропии, согласно которому каждая энергетическая система стремится поддерживать динамическое равновесие [30].
Чтобы избавиться от неприятных эмоциональных состояний, у человека вырабатываются так называемые защитные механизмы:
- Отказ. Когда реальная реальность очень неприятна для человека, он за-крывает на это глаза, прибегает к отрицанию своего существования или пыта-ется уменьшить серьезность возникающей угрозы.
- Угнетение. В отличие от отрицания, которое в основном относится к ин-формации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внут-ренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, кото-рые противоречат моральным ценностям и нормам, принятым человеком.
- Рационализация. Это способ разумно оправдать любые действия, кото-рые противоречат моральным нормам и, как правило, вызывают беспокойство после их совершения. Наиболее типичными методами рационализации являют-ся:
а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б) оправдание совершенно нежелательного поступка объективно суще-ствующими обстоятельствами.
- Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать мотив собствен-ного поведения от самих себя, подавляя его с помощью особенно ярко выра-женного и сознательно поддерживаемого мотива противоположного типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История исследований в области психологии личности насчитывает более ста лет. Уже более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, факторах, определяющих развитие личности и по-ведение человека, его индивидуальных поступках и жизненном пути в целом. Этот поиск имеет не только теоретическое значение. С самого начала изучение личности было тесно связано с необходимостью решения практических задач.
Когда говорят о происхождении термина «личность», чаще всего имеют в виду греческую или латинскую этимологию, которая описывает «личность» как «маску», «роль актера», которую играют в театре, и которую актер носил во время исполнения роли. Такое же значение содержится в русском слове, от ко-торого образовано слово «личность» - «маскировка». Согласно словарю Даля, значение слова «камуфляж» - «фальшивое лицо, харя, маска» ... Фальшивая, ярко выраженная внешность, хитрое притворство».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Фе-никс,2000.-352 с.
3. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 464с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое по-нимание развития человека - 3-е изд., испр. и доп. - М: Академия, Смысл, 2007 г. - 528 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологиче-ского анализа. - М.: «Смысл», ИЦ Академия, 2002. - 416 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 c.
7. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещеря-кова, В.П. Зинченко. - Изд-ва: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г. - 816 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», 2002. - 336 с.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб: «Питер», 2000,560с.: ил (серия «Практикум по психологии»)
10. Иващенко А.В, Ж.-П. Семинега. Теории личности в зарубежной психологии: Учебное пособие - Москва.: Издательство МНЭПУ, 2001. - 438с.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: «Фе-никс», 2000. - 544 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Издательства: Смысл, Академия, 2005 г. - 352 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Пи-тер, 2007. - 583 с. - (серия «Учебник нового века»)
14. Марцинковская Т.Д., Изотова, Е.И. и др. Детская практическая пси-хология - М.: Гардарики, 2007 г. - 256 с.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность - 2 -е изд., стер - СПб.: Питер, 2008 г. - 352 с.
16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под редакцией А.А. Бодалева / М.: Издательство Институт практиче-ской психологии, Воронеж: НПО МОД ЭК, 1995. - 356 с.
17. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманитарно изд. центр ВЛАДОС, 2001-192 с.
18. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбе-ра. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 560 с. - (Образовательный стандарт XXI)
19. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», СПб(При участии психологического центра «Ленато», СПб),1998. - 345с.
20. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: «Аспект Пресс»,2000 - 607 с.
21. Петровский А.В. Быть личностью, М. «Педагогика» 1990. 112с. ил (Б-чка Детской энциклопедии «Учёные - школьнику»).
22. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учеб-ных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изда-тельский Центр «Академия», 2002. - 464 с.
23. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов-на-Дону: «Фе-никс», 1998. - 320 с.
24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер, с англ. М. Исениной; Общ, ред. И.Е. Исенина. - М.: Прогресс, 1994 - 479 с.
25. Розин В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. - 544 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002. -720 с.
27. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Лидер, 2004. - 592 с.
28. Талайко С.В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. по-собие / С.В. Талайко. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. - 198 с.
29. Тихомиров О.К. Психология: Учебник/ под ред. О.В. Гордеевой. - М.: Высшее образование, 2006. - 538
30. Фрейд З. Психология бессознательного. СПб: Питер, 2007. - 400 с.
31. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда - Изд-во: АСТ, 2000 г. - 448 с.
32. Хегенхан Б., Олсон, М. Теории научения. - 6 -e изд. - СПб.: Питер, 2004. - 474 с.
33. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. М., 1997. - 720 с.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3 -е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 607 с.
35. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.
36. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. - Изд.: Прогресс-Юниверс,1995. - 716 с.