Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Искусство Чехова-драматурга в наибольшей степени доказывает «симфони¬ческое единство» мирового литературного процесса. Через всю интернациональ¬ную театральную культуру XX в. ярко и победоносно проходит эта великая чехов¬ская традиция.
В произведениях драматического жанра отсутствуют авторское описание, повествование. Речь автора появляется только в ремарках, а всё что происходит с героями, читатель узнаёт от них самих. Драматург не рассказывает о своих героях, а показывает их в действии. Отсутствуют характеристики героев, словесный портрет или другие компоненты образа, в отличие от эпических жанров.
Важно найти такие методы и приёмы работы с произведениями драматического жанра, которые помогли бы школьникам увидеть героев и события, понять глубинный смысл в изучаемых драматических произведениях, предназначенных для постановки на сцене и потому требующих значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.
Цель исследования заключается в определении особенностей методики изучения драматических произведений в школе.
Целью нашего исследования определяются следующие задачи:
1. Осмысление особенностей изучения драмы в школе;
2. Определить теоретико-методические рекомендации по изучению драмы в школе;
3. Рассмотреть методику преподавания и составить систему уроков на материале пьес А.П.Чехова «Вишнёвый сад» и «Чайка»
Для исследования методики преподавания драматических произведений нам помогли труды Голубкова В.В., Зепаловой Т.С., Карягин А.А., Корст Н.О., Кудряшова Н.И., Рез З.Я.
Глава 1.Место драматургического творчества А.П. Чехова в современной школьной программе
1.1.Характеристика А.П. Чехова как мастера драмы
Процесс формирования театра А. П. Чехова, как известно, происходил в 1880-90-е гг. не только под влиянием классических реалистических тради¬ций русской драматургии - А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, но и интеллектуально-эстетических открытий «новой евро¬пейской драмы» - Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, Б. Шоу.
Творчески осваивая европейский драматургический опыт, Чехов наиболее глубоко и ори¬гинально воспринял и воплотил в своих пьесах художественное новаторство Генрика Ибсена: его стремление сосредоточить внимание не на внешнем, а на внутреннем развитии действия, искусство подтекста («подводного течения»), психологически заостренные ремарки, символические детали, насыщенные эмо¬ционально-драматическим смыслом паузы, дискуссию как феномен постижения сущности конфликта и характеров героев, открытый финал.:
Развивая и русский драматический классический опыт, и эстетические достижения европейской «новой драмы», Чехов создал на этом великолепном базисе свою оригинальную поэтику, центром которой стал не конфликт страстей, открытие «тайн» или неожиданные повороты внешнего драматического дейст¬вия, а «естественное течение жизни».
Таким образом, подлинный драматизм жизненных судеб своих героев писатель сумел вдумчиво и тонко раскрыть «в повседневном», «мелочах» быта, деталях бытия. Этим обусловлена своеобразная композиция чеховских пьес - «сложных концепций», способных передать всестороннюю сложность жизни и характеров действующих лиц с использованием всей вышеуказанной эстети¬ческой палитры новой драматургической техники.
Акцент при этом сделан на нравственно-психологическом развитии действия, создании утонченно-поэтиче¬ской лирической атмосферы постижения мира и человека. В театре Чехова эта проблематика получает особое философско-психологическое звучание и уни¬кально-многогранное художественное воплощение, обогащенное своеобра¬зием его новых эстетических принципов, о чем свидетельствуют великолепные пьесы - «Иванов» (1887), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Альми И.Л. Противоречие как конструктивных фактор в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» // Альми И.Л. Внутренний строй литературного произведения.– СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2009. – С. 289 – 300.
2. Афанасьев Э. С. Эпическое и драматическое в пьесах Чехова // Изв. Рос. акад. наук сер. лит. и яз. – 1993. – Т. 52. – № 6. – С. 12-18.
3. Балухатый С.Д. Проблемы драматургического анализа (Чехов)/ С.Д. Балухатый. – Л.: Academia, 1927. – 186 с.
4. Беленький Г.И., Лыссый Ю.И. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 1-11классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Изд. «Мнемозина» , 2000.
5. Белинский В.Г. О драме и театре //Белинский В.Г.Соч. В 2-х т. – М.: Просвещение, 1983.
6. Бердников Г. Чехов-драматург: Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова. – М.: Искусство, 1981.
7. Бунаев Р.Н. Рабочая программа «Литература». //Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова., 5–11 -й классы. – М.: Баласс, 2003. – 92 с.
8. Бурдина И.Ю. Чехов в школе. – М.:Дрофа 2001.– 122с.
9. Бялый Г.А. Антон Павлович Чехов // История русской литературы XIXвека / Под ред. Н.Н.Скатова.– М.: Просвещение, 1987. – С. 550 – 606.
10. Голубков В. В. Наглядность в преподавании литературы в средней школе // Вопросы методики преподавания литературы в школе: Сб. ст / Под. ред. Н. И. Кудряшева. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 340 – 428.
11. Громов М. П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989. – 384 с.
12. Гушанская Е.М. А.П.Чехов. Путь к «Вишнёвому саду» // Анализ художественного произведения: Худож. произведение в контексте творчества писателя /Под ред. М.Л.Семёновой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 166 – 175.
13. Долинин А. О Чехове (Путник-созерцатель) // А.П.Чехов: pro et contra
Творчество А.П.Чехова в русской мысли конца XIX - нач. XX в.: Антология. – СПб.: РХГИ, 2002. – С. 923-960.
14. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: Просвещение, 1968. – 171с.
15. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. – М.: Наука, 1988. – 384с.
16. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.
17. Калганова Т.А. Программно – методические материалы. Литература. 5 – 11 классы.– Изд. 5, – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
18. Касьянов А.В. Речевые средства юмора и сатиры в комедии «Ревизор»// Литература в школе. – 1961. – № 2.–С.58 – 61.
19. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. – М.: Изд-во МГУ, 1989.– 262 с.
20. Катаев В.Б. Постигая «Вишневый сад»// От Крылова до Чехова. Статьи о русской классической литературе. – М.: Филологический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, 1995. – С.159-176.
21. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров – в книге теория литературы //Основные проблемы в историческом освещении. – М.: Наука,1964. – С. 30 – 97.