Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современное общество ставит перед собой задачу формирования гармонично развитой личности, способной к творческому самовыражению и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. В этом контексте особенно актуальным представляется вопрос развития творческих способностей у детей. Сценическая деятельность, включающая в себя элементы театрального искусства, музыки и танца, является одним из эффективных методов стимуляции творческого потенциала ребенка.
Объектом исследования являются процессы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: воздействие сценической деятельности на формирование творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности использования сценической деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методики и подходы к использованию сценической деятельности в образовательном процессе.
3. Провести констатирующий эксперимент для оценки влияния сценической деятельности на творческие способности детей.
Гипотеза исследования: применение сценической деятельности в образовательном процессе среди детей старшего дошкольного возраста способствует эффективному развитию и стимулированию их творческих способностей
В работе используются теоретические методы анализа научной литературы по проблеме исследования, метод компиляции, а также практические – констатирующий эксперимент.
База исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Практическая значимость работы: результаты исследования предполагается использовать для разработки рекомендаций по внедрению сценической деятельности в образовательный процесс с целью стимулирования творческого развития детей. Практическая значимость данной работы заключается в возможности создания эффективных образовательных программ, направленных на развитие творческих способностей у детей через сценическую деятельность.
Структура работы. данная работа состоит из введения, двух глав, составляющих основную часть, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность творчества, творческих способностей
Современное общество стремительно развивается под воздействием технической модернизации, интеграции новых технологий и увеличения информационного потока. Эти изменения формируют новые профессии и представляют вызов для системы образования, требуя развития творческих личностей. Такие личности способны оценивать информацию, принимать решения и генерировать оригинальные идеи, способствуя прогрессу общества.
Развитие творческих способностей студентов становится ключевым аспектом в системе высшего образования, где они играют важную роль в формировании готовности к успешной деятельности. Творческие способности инициируют продуктивность, самостоятельность и ответственность в принимаемых решениях.
В дошкольном воспитании творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее и использовать новые возможности в условиях постоянно обновляющейся деятельности. Важно развивать такие аспекты, как вариативность, гипотетичность и импровизационность, согласно Г.И. Вергелесу и А.И. Раеву.
Творчество рассматривается с различных научных позиций, включая философию, культурологию, психологию, социологию и искусствоведение. Особый интерес представляет творчество в контексте создания нового продукта, его оригинальности и новаторства, особенно в раннем детстве.
Термин "творчество" в научной литературе трактуется различными способами, включая создание новых ценностей, универсальную функцию человека в самовыражении и духовную деятельность. Семантический анализ слова "творчество" выделяет его как деятельность, направленную на создание нового или воспроизводство существующего, процесс, субъект деятельности, результат деятельности или свойство характера.
Процесс творчества - создание новых ценностей с уникальностью и культурной значимостью. Выготский подчеркивает опосредованную структуру высших психических функций и интериоризацию отношений для развития психики. В ощущениях и восприятии мы получаем знание о единичных объектах, но для предвидения необходимо обобщать и делать выводы на основе этого обобщения.
Мышление - многоступенчатый процесс, идущий от единичного к общему и обратно. Вместо термина "творчество" в научной литературе используются "талант" и "креативность". Креативность - многогранный когнитивный процесс, решающий проблемные ситуации. П. Торренс определяет креативность как способность воспринимать недостатки и выделяет этапы в творческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 2019.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность. М.: Скрипторий, 2019.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Просвещение, 2007.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2020.
5. Буре Р. Воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Буре Р. Воспитание в игре. М.: Мозаика-Синтез, 2020.
7. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников. СПб.: ЛОИРО, 2017.
8. Вахрушев В.С., Данилина Г.Н., Затеева Т.П., Степанова О.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2021.
10. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ Сфера, 2017.
11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. М.: АРКТИ, 2017.
12. Годовикова Д.Б. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Скрипторий, 2019.
13. Гурченкова О.Н., Серых Л.В. Мой мир: Природоведение для дошк. образоват. учреждений. М.: Вентана-Граф, 2016.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. М.: Питер, 2018.
15. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 2017.
16. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Детство-Пресс, 2018.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2020.
18. Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей по социально-нравственному воспитанию. М.: ТЦ Сфера, 2017.
19. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2018.
21. Кононова И.В. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 2003.
22. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. М.: Просвещение, 2010.
23. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
24. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2021.
25. Кулачковская С.Е., Лопанова Е.В. Занимательное апплицирование. М.: Карапуз, 2019.
26. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М.: ВЛАДОС, 2014.
27. Лапшина Г.А. Поём, рисуем, танцуем дома и в саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015.
28. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 2019.
29. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий. М.: Карапуз-Дидактика, 2019.
30. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
31. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2018.
32. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2019.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2020.
34. Серова О.Е., Варченко В.В. Интегрированные формы работы с детьми в ДОО. Волгоград: Учитель, 2019.
35. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М.: АРКТИ, 2014.
36. Тарабарина Т.И., Вострухина Т.Н., Гордова Н.А. И учеба, и игра: пособие для старших дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2018.
37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2015.
38. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ Сфера, 2016.
39. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2018.