Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы процесса воспитания в семье
1.1. Анализ понятия семейное воспитание
На современном этапе развития общества семью рассматривают как малую социальную группу. Члены семьи проживают совместно и ведут домашнее хозяйство. В каждой семье присутствует особая эмоциональная связь и обязанности по отношению к каждому члену семьи [9]. По мнению исследователя В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Семья всегда является первым воспитателем и педагогом по отношению ко всем последующим воспитателям и кураторам. В семье подрастающий ребёнок приобщается к семейным ценностям, культурным ценностям и именно в семье ребёнок осваивает различные социальные роли.
С.Н. Бурова называет жизненный цикл семьи закономерной последовательностью стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Когда в семье появляется ребёнок – это всегда радует всех членов семьи, но при этом существует также большая ответственность при воспитании детей в семье. Именно от семьи зависит, насколько в дальнейшем будет социализирован и воспитан ребёнок.
Внесемейных институтов воспитания существует много. К ним относятся все образовательные организации, начиная с дошкольного образовательного учреждения. Если у ребёнка нет каких-либо особых проблем со здоровьем ребёнка, дети, в зависимости от возраста посещают образовательные организации. Даже в этом случае семейное воспитание будет всегда первичным [18]. Семья – это главный социальный институт.
Семьи бывают разные, по своему качеству и количеству членов семьи и семья прививает ребенку интерес к статусам всех членов семьи. Семья выполняет мощную защитную функцию по отношению к ребёнку. Именно в семье человек чувствует физическую, психологическую и экономическую защиту. От семьи зависит очень многое и всё дальнейшее развитие ребёнка зависит именно от семьи. Ребёнок всегда должен чувствовать поддержку и заботу со стороны семьи. Внимательные и заботливые родители всегда чувствуют и понимают, насколько важна их поддержка для ребёнка.
Исследования A.Г. Асмолова и B.И. Панова, которые считали, что одним из важнейших условий самореализации, является образовательная среда и в первую очередь, среда семьи. В психологии часто говорят о внутренней активности личности. Это очевидный ресурс для того, чтобы в ходе общего развития личность обеспечивала свою самореализацию. Без активной самореализации невозможно развитие отдельной личности. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его дети были ответственными, самостоятельными, целеустремлёнными. Чтобы обосновать природу такого феномена, как самореализация, нужны разносторонние подходы. По мнению российских педагогов и психологов, в самореализации доминирующая роль принадлежит ее сущностным силам, которые содействуют интериоризации – экстериоризации, но как уже было отмечено, здесь существует большое разнообразие подходов. Чего нельзя сказать о практической стороне решения проблемы [16]. Интерпретация понятия самореализации зачастую связана с реализацией своего личного потенциала. Сложно сказать однозначно, представляет ли эта категория собой свойство, потребность, процесс, явление или нечто другое.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [12]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основной ее механизм – воспитание.
По мнению исследователей И.В. Гребенникова, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухиной и др., семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребёнка. С семьёй прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается на этапе раннего детства в семье. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей.
Пути повышения педагогической культуры родителей обстоятельно изучали ученные И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Семья и образовательные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их постоянное взаимодействие. В основе взаимодействия школы и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [19].
Семейные ценности – это предпочитаемая обществом совокупность представлений о семье и влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [15]. К семейным ценностям относят следующие ценности:
-верность;
-общие семейные цели;
-уважение друг к другу;
-любовь и доверительные отношения;
-умение прощать и просить прощения;
-поддержка друг друга в любых обстоятельствах;
-забота и взаимопомощь;
-воспитание детей в любви;
-уважение к чужому труду и др.
Сложно конкретно определить, какие семейные ценности самые важные и лучшие. В каждой семье на этот счёт имеются свои приоритеты. Очевидно лишь, что для каждого ребёнка это имеет первостепенное значение. Исследования в области психологии определили самые распространенные и актуальные ценности многих семей. Они все взяты из практики психологов, которые проанализировали многие отношения в семьях, и вышли на некоторую статистику.
На первое место в семье вышли любовь, забота, уважение и взаимопонимание. В первую очередь – это всё то, что называют моральными или нравственными ценностями. К ним можно добавить верность, доброту, и заботу о близких людях. Всё это укрепляет каждую семью. Даже если в семье есть разногласия или проблемы, они решаются быстро и сообща. Когда семья едина, она в состоянии решить любые проблемы. В научной литературе в целом, существуют различные подходы к определению понятия семейных ценностей, но в целом, они не противоречат друг другу. При воспитании детей вопросы ценностей семьи рассматривают, прежде всего, как нравственное воспитание и развитие детей.
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Вопросы нравственности и ценностей, в том числе, и семейных, рассматривали Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский и др.
В настоящее время одной из задач педагогов и иных специалистов образовательных организаций становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств детей, касающихся, в том числе и формирования семейных ценностей. Средств и способов в такой воспитательной системе может быть достаточно много. Прежде всего – это совместная продуктивная работа образовательной организации и семьи. В зависимости от этого педагоги выстраивают индивидуальные траектории взаимодействия и работы с отдельно взятой семьёй каждого воспитанника.
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, или сестра. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка. Именно семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения у ребёнка [3]. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях и семейных ценностях. Какая бы сторона развития ребёнка не рассматривалась, главную роль в становлении его личности играет семья.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 10.01.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 10.01.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 10.01.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 10.01.2024).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 10.01.2024).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 10.01.2024).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный . – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 10.01.2024).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 10.01.2024).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.