Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование самостоятельной и коммуникативной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика культуру общения, социально значимые качества и речевой этикет, начиная с младшей школы.
Общество всегда желает видеть подрастающее поколение нравственно воспитанным. Совершенно справедливо старшее поколение считает, что молодёжь должна уважительно относиться к старшим людям, чтобы умели ценить положительный опыт, связанный с дружбой, товариществом и другими ценностями жизни и др. Чтобы всё это было у детей сформировано, немаловажную роль в нравственном воспитании каждого ребенка играет этикетная речь. Очень важно, чтобы ребенок с раннего детства учился обращаться к другим людям уважительно.
Дети должны уметь благодарить старших за оказанную им помощь или иное благое дело по отношению к нему. Ребёнок должен хорошо понимать, как необходимо общаться со сверстниками и со старшими людьми. Современная образовательная среда, на каждой образовательной ступени регламентируется требованиями ФГОС. В данном вопросе ФГОС НОО рассматривает ряд задач. Одной из таких задач является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Сегодня не всегда можно встретить ребенка, или подростка, который первым здоровается, говорит слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Это безусловно не говорит о том, что ребёнок не воспитан, но в обществе существуют общепринятые этикетные нормы.
Культура общения для каждого человека чрезвычайно важна. Каждый культурный человек владеет средствами коммуникации и у него развиты соответствующие социальные качества. К важным развитым социальным качествам субъекта относят доброжелательность, коммуникативность, общественные ценности, открытость и др. Установление контакта с окружающими – это первоначальная функция любого ребёнка. Это соотносится с его качествами личности, которые позволяют ему продуктивно и уверенно взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми. Это позволяет младшему школьнику удовлетворять его интеллектуальные и эмоциональные потребности.
От качества и системы работы каждой образовательной организации и каждого учителя зависит формирование коммуникативной компетенции каждого ребёнка. Можно говорить о том, что задача любой образовательной организации – сформировать культурную, творческую и коммуникативную личность субъекта. Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм взаимодействия всех субъектов школьного образования в вопросах культуры общения и речевого этикета.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования речевого этикета в начальном курсе русского языка.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета в начальном курсе русского языка.
Предмет исследования: средства и способы формирования речевого этикета в начальном курсе русского языка.
Задачи:
1. Провести анализ понятия речевой этикет и его нормы в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшему школьнику.
3. Изучить средства и способы формирования речевого этикета в начальной школе на уроках русского языка.
4. Описать организационно-педагогические условия формирования речевого этикета в начальной школе на уроках русского языка (анализ опыта учителей).
5. Предложить методические рекомендации по формированию речевого этикета в начальной школе на уроках русского языка (анализ УМК).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Анализ понятия речевой этикет и его нормы в условиях реализации ФГОС НОО
В современной образовательной среде под этикетной речью понимают действия, сформированные путем повторения, которые характеризуются высокой степенью освоения. Это правила должного речевого поведения, которое основано на нормах морали и национально-культурных традициях общества [20]. Слова, которые ребенок употребляет в своей речи, характеризуют степень его развития и степень его воспитанности.
Тему развития и формирования этикетных норм в период детства разрабатывали многие учёные и исследователи, в частности, В.В. Гербова, В.Г. Дмитриева, И.Н. Курочкина, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др. В.А. Сухомлинский в своё время говорил, что речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры [23].
К этой проблеме педагоги и родители должны относиться серьёзно. Безусловно, педагоги образовательных организаций формируют и корректируют навыки этикетной речи ребенка. Тем не менее, основы воспитания в целом, и в области речевого этикета, закладываются в семье. Педагог также является одним из главных наставников для ребенка в процессе приобретения норм и правил речевого этикета.
А.Г. Асмолов пишет, что детство – это время вопросов. Ребенок ищет объяснения различным явлениям. Именно в этот период педагог и родители должны объяснить ребенку, почему вежливые слова и вежливая речь имеют столь значимую роль в нашей жизни. Необходимо помочь ребенку осознать важность тех слов, которые он употребляет в своей речи. Чтобы ребёнок хорошо это запомнил, необходимо укреплять его умения и навыки.
Процесс обучения детей правильной, грамматически-выстроенной, этикетной речи представляет собой совокупность различных способов и методов. Именно с их помощью педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять любые единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети. В младшем школьном возрасте они воспринимают практически всё, чему их обучают. Это связано с особенностью психического развития детей младшего школьного возраста. У ребёнка в этот период активно развиваются память, мышление, внимание, воля и др. [16].
М.Р. Львов отмечал, что к компонентам речевой активности относятся:
- скорость проявления речевых реакций;
- подбор игр, где требуется применение речевых компонентов;
- быстрота выбора слов;
- особенности высказываний ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников и младших школьников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Асадов, А.Н. Культура делового общения [Текст] / А.Н. Асадов // Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2010. – 156 с.
3. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [текст] / О.Ю. Безгина // Метод. пособие для воспитателей, сер. библиотека воспитателя. М.: Мозаика-Синтез. - 2014. - 34 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
5. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2011. – 448 с.
6. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
7. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
8. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2018. – 560 с.
9. Дмитриевских, Л.С. Обучение школьников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст]/ Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
10. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей: Учеб. -метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (Дата обращения: 11.02.2024).
11. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности [Текст] / И.Н. Курочкина // М.: Эконинформ. - 2012. - 147 с.
12. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Академия. - 2011. – 125 с.
13. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (Дата обращения: 11.02.2024).
14. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников и младших школьников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (Дата обращения: 11.02.2024).
15. Матвеева, Т.В. 15 уроков по культуре речи. Практикум для детей [Текст]/ Т.В. Матвеева. – М.: ФЛИНТА. - 2014. – 188 с.
16. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие школьников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
17. Правила этикета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://etiquetterules.ru/osobennosti-etiketa/page/1/ (Дата обращения: 11.02.2024).
18. Руденко, Е.М. Комплекс бесед для детей «Вежливость» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/etiket/10626-vezhlivost.html (Дата обращения: 11.02.2024).
19. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (Дата обращения: 11.02.2024).
20. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет. 2-е изд. [Текст]/ Н.И. Формановская. – М.: ИКАР. - 2015. – 250 с.
21. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты [Текст]/ Н. И. Формановская. – М.: КомКнига. - 2006. –156 с.
22. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Под ред. Давыдова В. В., Нежновой Т. А. М.: ИНТОР. - 1998. - 112 с.
23. Этика речевого общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5373549/ ((Дата обращения: 11.02.2024).
24. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки. - СПб.: ГИПСР. - 2019. - Т. 15, No1- С. 74-81
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.