Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью - развитие личности школьника.
В школе формируется умение учиться, способность к организации своей деятельности: умение принимать, сохранять цели, следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся уделяется первостепенное внимание со стороны администрации школы и педагогов. ФГОС предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта предметного или метапредметного характера на уровне среднего общего образования.
Требование ФГОС НОО, ООО, СОО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся является составной частью основной образовательной программы школы.
Для эффективной организации проектно-исследовательской деятельности необходимо продумать алгоритм действий и администрации школы и педагогического коллектива по реализации данного направления деятельности общеобразовательной организации.
Обязательными управленческими шагами должны стать следующие действия:
• разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и обучающихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• внесение изменений в должностные инструкции учителей- предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;
• заключение дополнительных соглашений, договоров о сотрудничестве с различными учреждениями и организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей, дополнительных ресурсов;
• организация инфраструктуры, т.е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;
• создание условий для поощрения активных и творческих учеников и педагогов;
• создание условий для практического использования результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и других организаций;
• поиск инвестиций для инновационных разработок обучающихся;
• обучение всех педагогов школы методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
• информирование обучающихся и их родителей (законных представителей);
• введение системы мини-проектов в календарно-тематическом планировании учителей-предметников;
• утверждение тем проектов и учебно-исследовательских работ;
• разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников;
• организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток и рекомендаций по учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• разработка критериальной системы оценки проектов и учебно-исследовательских работ, создание экспертных карт;
• закрепление за каждым обучающимся руководителя проекта и учебно-исследовательской работы;
• мониторинг процесса подготовки проекта и учебно-исследовательской работы;
• организация защиты проекта и учебно-исследовательской работы;
• разработка диагностического инструментария по оценке уровнят сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности у обучающихся;
• организация психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта или исследования, что требует от учителя поддержки определенного научного уровня, ориентированности на результат, инновационную направленность проекта и учебно-исследовательской работы обучающихся.
Объектом исследования является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Предмет исследования – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.
Цель исследования – анализ организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.
В соответствии с целью исследовательские задачи предусматривают:
1. Характеристика содержания учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях.
2. Выявление условий организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3. Анализ основных требований ФГОС к организации проектной деятельности педагогов.
4. Характеристика деятельности по научному руководству при реализации образовательного проекта.
Общеметодологическую основу исследования составили такие методы, как анализ, синтез, индукция, методы антропологического и деятельностного подходов, интент-анализ, анализа высказываний и конкретной деятельности в условиях организации проектной работы.
Методологические ориентиры исследования – идея единичного как явления абсолютно уникального, неповторимого. Антропологически ориентированные исследования в условиях организации проектной деятельности позволяют выявить субъектную значимость происходящего, «нагруженность» личности ученика переживаниями по поводу педагогической ситуации.
Теоретическая основа исследования – исследования последних лет в области проектной деятельности на основе ФГОС.
Методы организации и база исследования. Исследование было организовано на основе методов наблюдений, сравнений и обобщений на базе проектной деятельности в начальных классах.
Глава 1.Общие вопросы учебно-исследовательской и проектной деятельности
1.1.Содержание учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях
Происходящие в образовании изменения требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Сегодня педагог имеет дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, самостоятельным поиском в информационных полях, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни и профессиональной деятельности проблем, самоопределения. Это обусловило широкое введение в образовательных организациях методов и технологий на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью современного образования, одним из направлений его модернизации и развития .
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных организациях требует научно-обоснованного подхода в решении организационно-управленческих, учебно-методических, кадровых, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи требуют определённого уровня профессиональной подготовки педагогов, владения методами и технологиями на основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», исследовательской деятельности - словом «поиск». Реализацию учебного проекта предваряет умозрительное представление будущего продукта, учебного исследования - формулировка гипотезы.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся связана с разрешением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Примерные этапы учебно-исследовательской деятельности:
• постановка проблемы,
• изучение теории по данной проблематике,
• подбор методики исследования,
• практическое овладение методиками исследования,
• сбор собственного материала,
• анализ и обобщение собственного материала,
• научный комментарий,
• собственные выводы.
Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке.
Алгоритм проведения учебного исследования:
1. Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.
2. Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
3. Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.
4. Формулировка целей, направленных решение проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 148 с.
2. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 79 с.
3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт. -сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 142 с.
4. Как оформить документацию инновационного образовательного проекта. Практическое руководство: паспорт проектной документации, содержание проекта и дорожная карта его реализации, планирование ресурсного обеспечения / авт.-сост. Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 98 с.
5. Как построить урок в соответствии с ФГОС / Миронов А. В. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2015. - 174 с.
6. Метод проектов в начальной школе : система реализации / авт.-сост. Н. В. Засоркина и др. - Волгоград: Учитель, 2012. - 135 с.
7. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы / авт.-сост. Т. А. Кобзарева [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2015. - 166 с.
8. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. - М.: УЦ «Перспектива». 2015. - 40 с.
9. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 208 с.
10. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 131 с. : ил.
11. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ / авт.-сост. Н. В. Федяинова, И. С. Хирьянова. - Волгоград : Учитель, 2014. - 175 с.
12. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград : Учитель, 2015. - 183 с.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ ,2012 . - 80 с.
14. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / авт.- сост. Н. М. Борытко, О. Л. Иванова, Е. И. Фастова ; науч. ред. И. В. Власюк. - Волгоград : Учитель, 2015. - 161 с.