Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире остро стоит проблема эмоционального благополучия детей. Ведь именно
эмоции играют важную роль в жизни ребёнка, они помогают правильно воспринимать
3
окружающую действительность и реагировать на неё. Нарушения психоэмоционального развития,
запаздывание в формировании эмоций у детей способны привести к отставанию в общем
развитии ребёнка, к его устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств, что в
свою очередь, создаёт большие трудности в будущем выстраивании отношений с окружающим
социумом.
На протяжении всего периода детства эмоции ребенка, как и другие психические процессы,
претерпевают сложные изменения. В связи с тем, что большую часть времени ребёнок проводит в
дошкольном учреждении, именно эти образовательные организации должны обеспечивать
всестороннее и полноценное развитие детей и стараться заложить фундамент дальнейшего
становления личности ребёнка.
По результатам многих проведённых исследований, специалистами было выявлено, что
эмоциональное состояние во многом определяет направления развития ребёнка, как
физического, нравственного, умственного, эстетического, так и развития его психики.
Проблемой эмоционального благополучия ребёнка занимались многие учёные, например,
Выготский Л.С., Вилюнас В.К., Васильев И.А., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Костандов Э.А., Лабунская
В.А., Якобсон П.М. и др. Психологами подчёркивалась особая роль периода раннего детства,
времени,когда происходят качественные изменения в интенсивном физическом и психическом
развитии ребёнка. [3,C.34]
В современных педагогических системах игровая деятельность ребёнка представляет собой
необходимуюсоставную часть образовательного и воспитательного процесса. Игра позволяет
ребенку непосредственно эмоционально воспринимать и познавать окружающий мир. Благодаря
игровой деятельности ребёнок расширяет поле своего зрения, сознания , повышает уверенность в
своих силах, формирует творческие способности.
Целью данного исследования является изучение влияние игровой деятельности младшего
дошкольника на развитие его эмоциональной сферы.
Проблема-роль игры в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста.
Объект исследования-эмоциональная сфера младшего дошкольника.
Предмет данной курсовой работы- игра и ее роль в эмоциональном развитии детей дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
-проанализировать учебную, методическую и научную литературу по исследуемой проблеме
-дать определение и раскрыть сущность понятию эмоций
-описать особенности развития эмоций у детей младшего дошкольного возраста
-изучить виды развивающих игр и их специфику
-проанализировать роль развивающих игр в эмоциональном развитии младшего дошкольника.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, проективная методика 1 «Фейс-тест» (автор
Н. В. Кузьмина)
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы ребёнка младшего дошкольного
возраста
1.1 Понятие эмоциональной сферы человека
Современные психологи определяют эмоциональное явление как субъективные переживания
человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.[5,С.18] В переводе с
латинского слово «эмоция» означает возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции человека стоят в
тесной взаимосвязи с потребностями, так как при удовлетворении своих каких-либо потребностей
человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое
– отрицательные.
На сегодняшний день в науке является общепринятым то, что не только субъективный компонент
входит в состав структуры эмоций, а также и познавательный компонент, который включает в себя
отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и
мотивов человека, переживающего эмоции. [8,С.23] Поэтому эмоции обусловлены с одной
стороны потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с
другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.[8,С.24]
Один из самых первых подходов к пониманию роли выразительных движений в жизни человека
был разработан У. Джемсом и К. Ланге, которые являются авторами периферической теории
эмоций. По их мнению эмоции обусловлены только периферическими изменениями и, по сути,
сводятся к ним. Согласно периферической теории выражение эмоций представляет собой
рефлекторную реакцию, которая вызвает, в свою очередь, определённые изменения в организме,
и только последующее их осознание и составляет саму эмоцию.[10,С.32]
Согласно многим исследованиям, проведёнными К. Мерер, К. Изард, эмоция - это процесс,
возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих
компонента:
-субъективное переживание эмоций
-физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной,
пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции
сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных
гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы
сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных
мышц.
-экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты,
интонация).
Однако выразительные движения представляют собой только составляющий элемент эмоций,
внешнюю форму их существования или проявления. В едином комплексе выразительное
движение и эмоциональное переживание тесно связаны между собой и создают образ
действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.
Ещё одним исследователем, предложившим свою точку зрения, является сделал Ч. Дарвин,
который при изучении эмоциональной сферы человека применял биологический и социальный
подходы. Согласно полученным учёным данным многие проявления эмоций в жестах и мимике
являются результатом эволюционного процесса. Эта идея отражена в работе Дарвина
«Выражение эмоций у человека и животных».[11,С.109] Учёный выяснил, что движения мышц,
при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень напоминают аналогичные
двигательные действия наших предков – обезьян.
5
Современные исследователи во многом разделяют мнение Ч.Дарвина и считают, что мимика
появилась в эволюционном процессе и обладает важной адаптивной функцию. Когда ребёнок
только рождается, он уже способен проявлять эмоциональные реакции. Тот факт, что у слепых и
зрячих детей обладают одинаковые эмоциональные выражения, был подтвержден данной
теорией о генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.
В психологических теориях эмоций 20века способность эмоций оценивать отражаемые явления
подчёркивается П.К.Анохиным, П.В.Смирновым, А.Н.Леонтьевым. Согласно этим авторам эмоции
прежде всего обладают адаптивной функцией. Они тесно взаимосвязаны с самосознанием,
личностной идентичностью и представляют собой мотивационную систему человека.[6,С.48]
Не смотря на многообразие исследований и определений тема человеческих эмоций остается
одной из самых неоднозначных и не до конца изученных областей психологии. Такая трудность
научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Еще
во времена существования античной философии учёными высказывались мнения как о
нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они
представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.[16,С.89]
Согласно большинству исследователей эмоции отражают значимость и оценку человеком
различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие
реакции у разных людей. Глубина всей внутренней жизни человека находит своёотражение
именно в эмоциональных проявлениях. Под воздействием различных переживаний и
формируется личность человека.
В процессе выражения своих различных эмоций, человек демонстрирует своё отношение к
действительности, к окружающим. Невозможно представить какое-либо взаимодействие между
людьми без эмоциональных проявлений. Мимические и пантомимические выразительные
движения дают возможность человеку передавать свои переживания другим людям,
информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д.[13,С.43] Именно такие
средства, как мимика, жесты, позы, интонация представляют собой своеобразный «язык»
человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Основываясь на проведённых исследованиях, психологи пришли к выводу, что большую часть
информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств
коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает лишь малый
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анохин,П.К.Психология эмоций/Подред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск.
ун-та, 2011 – 231 с.
2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Знание,
2012 – 245 с.
3.Валлон, А. От действия к мысли [Текст] / А. Валлон. – М. :Альма, 2015 – 304с.
4.Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. –М. : Альма, 2014 – 158 с.
5.Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] /В.К. Вилюнас,Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск.
ун-та, 2014 – 288 с.
6.Давыдов, В.В. Принцип развития в психологии /В.В. Давыдов, В.П. Зинченко // Вопросы
философии. – 2013 – №12.– с. 28-32
7.Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина,В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М. :
Айрис – пресс, 2016 – 250 с.
8.Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. 3-7 лет. - М.: Учитель, 2 014. -
204 c.
9.Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников.Эмоциональное развитие
дошкольников / А. В.Запорожец. – М. :Знание, 2015 – 402 с.
10.Запорожец,А.В.Развитие социальных эмоций дошкольного возраста / А.В. Запорожец. – М. :
Знание, 2015 – 234 с.
11Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. :Издательство «Питер», 2016 – 464 с.
12.Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В.
Никифорова – М. : Академия, 2017 – 288 с.
13.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. :Питер, 2016 – 752 с.
14.Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции)/ Н.В. Костерина. Ярославль: Академия
развития, 2015 – 130 с.
15.Крейн, У. Теории развития / У. Крейн.– СПб. :Издательство «Питер», 2016 –243 с.
16.Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей /Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия
развития, 2016 – 303 с.
17.Кулачковская, С.Е. Я – дошкольник / С.Е. Кулачковская,О Ладывир – М. : Знание, 2017 – 202 с.
18.Симонов,П.В.Высшая нервная деятельность человека:мотивационно-эмоциональные аспекты /
П. В. Симонов. – М. : Наука,2013 –192 с.
19.Степанова, В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в
изобразительной деятельности /В.А. Степанова – М. : Москва, 2014 – 140 c.
20.Талызина,Н.Ф.Педагогическая психология/Н.Ф. Талызина. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2013 – 263 с.
21.Тихонова С.В. Понятие эмоциональная сфеоа.Её структура, содержание и условия
развития//Молодой учёный.-2019.-№5.-С.299-301
7
22.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.:Просвещение, 2014 – 236 с.
23.Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М. :
Просвещение, 2015 – 340 с.
24.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М.:Наука, 2011 – 350 с.
25.Потешки, прибаутки, стишки для самых маленьких: http://ladushka195.blogspot.ru/2012/03/2-
3.html
26.Показатели нервно-психического развития детей 2 - 3-го года жизни
:http://www.pedlib.ru/Books/1/0429/1_0429-
27.Проблемы эмоционального развития:http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/81-
work-with-parents-on-career-guidance/236-questionnaires-for-parents