Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире умение общаться с
людьми это не что иное, как коммуникабельность. Уметь налаживать контакты,
находить общий язык. Вообще умение общаться это - важная часть нашей жизни.
Благодаря навыкам правильно и четко выражать свои мысли, люди добиваются
успехов в карьере, в отношениях, да и в повседневной жизни.
Но существуют проблемы, связанные с коммуникацией. Чтобы правильно
и красиво говорить, четко излагать свои мысли, нужен развитый словарный запас, умение выбирать подходящие для ситуации слова, умение строить грамматически правильные предложения.
Однако в наше время много людей, которые имеют скудный словарный
запас. Уже начиная с младшего школьного возраста, дети испытывают трудности
в общении. Учащиеся не владеют многими словами (активный словарь детей беден), служащими как для называния предметов, явлений действительности, так
и для выражения отношения к высказываемой мысли, они не владеют некоторыми синтаксическими конструкциями, не умеют монологически высказывать
свои мысли. Поэтому в процессе обучения русскому языку большое значение
придается расширению словарного запаса, овладению словом, роль которого в
познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят
знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение говорящего. Вот
почему необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию
речи учащихся, включающая элементы выразительного чтения и правильного
произношения, овладение связной устной и письменной формой высказывания.
Работать над лексической стороной речи следует с раннего возраста.
ФГОС НОО подчеркивает необходимость «овладения младшими школьниками
3
первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» (ФГОС НОО, 2018).
Ограниченность словарного запаса младших школьников, узость семантических границ используемых лексем отражаются и на грамматических связях
слов, на правильности использования формо- и словообразующих элементов
языка. Овладение лексико-семантической стороной речи учащимися зависят от
общего развития, социальных и речевых контактов, от правильности использования специальных методов и приемов обучения, от условий, создаваемых для
накопления и активизации словаря.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление,
произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью.
Таким образом, можно отметить противоречия между предъявляемыми
требованиями ФГОС НОО к речевым умениям младших школьников и реальными возможностями учащихся в связи с их возрастными особенностями.
Одним из наиболее эффективных средств формирования лексических компетенций у младших школьников, по нашему мнению, является работа над произведениями фольклорных жанров. Народные произведения, адресованные детям, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это
открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для младших школьников
приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
4
Таким образом, актуальность проблемы позволила сформулировать тему
работы: «Формирование лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров».
Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка условий, при которых формирование лексических
компетенций через работу над произведениями фольклорных жанров будет более эффективно.
Объект исследования: процесс формирования лексических компетенций
младших школьников.
Предмет исследования: формирование лексических компетенций младших
школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров.
Гипотеза исследования: лексических компетенций младших школьников в
процессе работы над произведениями фольклорных жанров будет проходить
успешнее, если:
1. При работе с малыми фольклорными жанрами использовать упражнения, направленные на определение контекстуального значения слова, комбинирования с другими лексическими единицами, дидактические приемы для активизации лексики.
2. При работе со сказками использовать методы, направленные на пробуждение у ребенка интереса к историческому наследию своей Родины, раскрытие
богатства и красоты русского слова.
3. При работе с фольклорными жанрами использовать методы проблемного обучения, комментированного чтения и критического мышления.
Цели исследования обусловили необходимость решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения сущности понятия «лексическая компетентность»;
рассмотрение возможностей фольклорных жанров для формирования лексических компетенций младших школьников.
5
2. Определить исходный уровень сформированности лексических компетенций учащихся начальной школы на начальном этапе обучения.
3. Разработать экспериментальную программу по формированию лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями
фольклорных жанров.
4. Проверить эффективность экспериментальной работы. Подвести итоги
исследования.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение за
работой младших школьников.
Методологической основой исследования явилось:
- концептуальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук (Л.С. Выготский, Б.С. Ерасов, Ю.М. Лотман,
А.Р. Лурия, А.А. Потебня и др.);
- теория речевой деятельности (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев), теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков);
- теоретические основы педагогической психологии, включая мотивационные и деятельностные учебные функции (Б.В. Беляев, Л.И. Божович, Н.Ф., Талызина, Г.К. Селевко).
Теоретической основой исследования послужили:
– работы по теории и методике обучения лексике (Н.А. Горлова, А.А. Залевская, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, А.Н. Шамов, А.В.
Щепилова,);
– теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по
фольклористике (Э.Е. Алексеев, В.П. Аникин, Д. Бен-Амос, Р. С. Боге, С. Бейард,
В.Е. Гусев, Р. Карлин, М. Карпелес, Н.И.Кравцов, В.В. Лесевич, Б. Малиновский,
П. Маранда и др.).
6
База исследования. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «Б»
класса МАОУ СОШ № 9 г. Усть-Илимска.
Практическая значимость использование программы по формированию
лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров на уроках литературы и внеурочной деятельности
учителями начальной школы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложение, списка литературы в количестве 61 источников. Объем основной части работы 42 страницы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Определение сущности понятия «лексические компетенции»
7
С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона
речи. Лексика – это основной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников. - М .: Академия, 2000 - 400 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор. В.П. Аникин - М .: Учпедгиз, 1957.
3. Аполлонова Н.А. Введение дошкольников в русскую национальную
культуру // Дошк. воспитание. - 1992. - № 5-6. - с. 5-8.
4. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для
школьников. выше и в среду пед учебник. учреждения. В. Арзамасцева - М .:
Издательский центр "Академия"; Средняя школа, 2000
5. Бахтин В.С. От эпоса к читателю: Сказки фольклора / В.С. Бахтин Ленинград: «Детская литература», 1982 Бородич А.М. Методы развития детской
речи. - М .: Образование, 1981. - 255 с.
6. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей младшего
школьного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178 с.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология - М. Образование: 1988 - 328 с.
8. Генералова Н. Русские народные хитрости в жизни малышей. 1985. - №
11. - С.21-24.
9. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные как защитный механизм,
специфичный для этнической группы // Психолого-педагогические проблемы современного образования // Сборник научных статей, 2001. - С.128-133.
10. Даль В.И. Притчи и поговорки. В пути // Русская народная поэзия. Читатель по фольклору / Сост. .: Ю.Г. Круглов. - М .: Escola Superior, 1986. - С.185-
193.
11. Детская психология / Под ред. И.Л. Коломинский, Е.А. Панко. - М .:
Университетское, 1988 - 399 с.
8
12. Детская литература: Учебник. Студенческое руководство пед. специализированные школы № 2010 «Образование в дошкольных учреждениях» и №
2002 «Дошкольное образование»
13. В.П. Аникин В.В. Агеносов Е.З. Ганкин и соавт. Под редакцией Е. Е.
Забарева. - 2-е изд., Переработанное. и добавить - М .: Образование, 1985
14. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых народных форм.
1991. - № 9. - С.16-22.
15. Илларионова Ю.Г. Научите детей решать головоломки. Илларионова
Ю.Г. - М .: Образование, 1976, 127 с.
16. Карпенко М.Т. Сборник пазлов: Учебное пособие / Сост.М.Т. Карпенко. - М .: Образование, 1988
17. Колпакова Н.П. Казначейство народа. Русская народная поэзия. Издательство Национальной детской литературы Министерства образования РСФСР
им. Н.П. Колпакова - М., 1957
18. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми. -
1983. - № 5. - Ст. 34-35.
19. Королева Т. П. Работа с пословицами на уроках русского языка //
Начальная школа. Т.П. Рейне - 2000. - № 7.
20. Криницына Н. Дети любят детские стишки. 1991. - № 11. - С.16-17.
21. Круглов. - М .: Высшая школа, 1986. - С.176-185.
22. Кудрявцева Е. Использование головоломок в обучающей игре. - 1986. -
С.23-26.
23. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика преподавания
русского языка в начальной школе, М., 1987
24. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе:
учебник. Студенческое пособие. высшее пед учебник. Учреждения / М.Р. Львов
В.Г. Горецкий, О.В. Сосновский. - 2-е изд., Препод. М.Р. Львов - М .: Издательский центр "Академия", 2000
9
25. Львов М.Р. Основы теории языка: учебник. Студенческое пособие. высшее пед учебник. Учреждения. М. Р. Львов - М .: Издательский центр "Академия", 2000
26. Львов М.Р. Поговорите о младших школьниках и о том, как они развиваются. Пособие для учителей. - М.Р. Львов М.: «Просвещение», 1975.
27. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М .: Образование, 1987.
- 239 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. - М .: Апрель-Пресс, ЗАО, ЭКСМОПресс, 1999. - 315с.
29. Методика развития языка при обучении русскому языку: князь. для
учителей / Н.Е. Богословская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др .; Издание T.A.
Ладыженская. - 2-е изд., Ред. И доп. - М .: «Просвещение», 1991.
30. Народное творчество в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комарова. - М
.: Педагогическое общество России, 2000. с.
31. Неганова Н. Русский фольклор в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1995. - № 9. - С.9-12.
32. Общая психология: учебник. пособие для школьников пед. институты
/ В.В. Богословский А.А. Степанов А.Д. Виноградова и другие; Под редакцией
Б. В. Богословского и соавт. - 3-е изд., Ред. И доп. - М .: Образование, 1981
33. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000
фразеологических слов и выражений / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. - 4-е издание, переработанное. - М .: Азбуковник, 1999
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов / С.И. ожоги;
Ниже общего. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. - 24-е издание, изд. - М .: Издательство
"Мир и образование", 2005
35. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми,
1984. - № 4. - С.8.
10
36. Павлова Л. Фольклор для малышей // Дошкольное образование. 1990. -
№ 12. - С.42-46.
37. Полетова Н.И. Развитие речи учениками начальных классов на уроках
русского языка, М., 1984
38. Путешествие по стране загадок / Сост. .: Шайдурова Н.В., 2000. - 67 с.
39. Развитие дискурса дошкольников под ред. Ф. А. Сохина. - М .: Образование, 1984.
40. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебное пособие. за 1 кл. четыре года бек.
школа - 4-е изд., стереотип. Т.Г. Рамзаев - М .: Внешность, 2003.
41. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебное пособие. за 2 кл. четыре года бек.
школа - 4-е изд., стереотип. Т.Г. Рамзаев - М .: Внешность, 2003.
42. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебное пособие. за 3 кл. четыре года бек.
школа - 9-е изд., стереотип. Т.Г. Рамзаев - М .: Outarde, 2004.
43. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебное пособие. за 4 кл. четыре года бек.
школа - 5-е изд., стереотип. Т. Г. Рамзаев - М .: Дрофа, 2000.
44. Романенко Л. Устное творчество в развитии детской разговорной деятельности. - 1990. - № 7. - С.15-18.
45. Русская народная поэзия / под ред. Новиковой. - М .: Высшая школа,
1986. - 135 с.
46. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русская народная поэзия. Фольклорный читатель / Сост. G.
47. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, орфографии и
развития речи. Дидактическая помощь учителям и школьникам педагогических
учебных заведений. T.P. Сальникова - М .: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996
48. Соловьев О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду. - М .: Образование, 1966. - 176 с.
49. Сидорова С.А. Головоломка на уроках русского языка // Начальная
школа. Южная Австралия Сидорова - 2004. - № 10
11
50. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // В.А. Синицын // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 10.
51. Словарь русского языка в 4 томах / Академия наук СССР. Институт
русского языка / Т. 3 (пр.), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М .: 1959
52. Тихеева Е.И. Развитие детской речи - М .: Бильдунг, 1981. - 159 с.
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебник. Студенческое пособие. Среда пед учебник. Учреждения. - 4-е изд., Стереотипы. Г.А. Урунтаева - М
.: Верлаг "Академия", 1999
54. Ушакова О. Развитие языка у детей в возрасте 4-7 лет. - 1995. - № 1. -
С. 59-66.
55. Ушакова О., Струнина Е. Методика определения уровня языкового развития дошкольников. - 1998. - № 9. - С. 71-78.
56. Ушинский К.Д. Методическая инструкция К.Д. Ушинский. - М.: Образование, 1956. - С. 18-44.
57. Фольклор - Музыка - Театр / Под ред. С.М. Мерзлякова. - М.: Владе,
1999 - 214 с.
58. Фольклор как средство интеллектуального самосохранения русского
народа // Интеграция общего и дополнительного образования / материалы
научно-практической конференции / Сост..: Л.В. Волобуева, 1998 - 84 с.
59. Хлыст олова А.Н. Развитие литературы через фольклор (на основе пословиц) // Начальная школа. - 1996. - № 1. - С. 35.
60.Шергин Б.В. Вы делаете одно, а не портите другое. Притчи в рассказах.
- М.: Детская литература, 1977. - 32 с.
61. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с маленькими детьми. 1990. - № 10. - С. 8-15.